Первый совет: «Чтобы ученик раскрылся, проявил свои способности и наши усилия не стали бесцельными – нужно проявлять искренний интерес к ребенку».
Если ребенок не почувствует искренний интерес к своим проблемам, то он имеет право не отвечать на вопросы, не учиться, ничего не делать. «Это родители не имеют права не отправить ребенка в школу, государство не имеет право не предоставить школу», – пояснил Евгений Крашенинников.Второй совет: «Создавать в единой системе общего образования пространство, где дети могли бы двигаться автономно, где им позволяется быть разными и проявлять свой голос».
Нельзя услышать голос ребенка не только в масштабах страны, школы и даже класса, потому что он попадает в программу, которую выбрали за него. Если считать общее образование одинаковым и стремиться получить одинаковый результат едиными оценочными средствами, то разница между теми, на кого это все направлено, становится несущественной.Третий совет: «Чтобы проявился голос ребенка, надо идти от индивидуального интереса ребенка, выводить его в сферу инициативной ответственности».
Педагогам важно помнить, что индивидуальный интерес не имеет ничего общего со стереотипами, навязанными социальной средой, культурой, политикой, окружением, семьей. Например, в «Школе самоопределения» Александра Тубельского старшеклассникам поручили обустроить пространство коридоров. Они предложили на одном из участков организовать место для курения. Поскольку ни в одном нормативном документе не был прописан запрет на курение, то директору пришлось поддержать инициативу школьников. Но затем пришлось все педагогическое мастерство коллектива направить на формирование ответственного поведения старшеклассников перед ребятами из младших классов и осознанно отказаться от своей инициативы.Четвертый совет: «Создавать условия для выявления или проявления голоса ребенка через творчество».
Творчество рождается на стыке послушания, следования норме и борьбы с нормой, рождения новой нормы. Например, в волшебной школе Хогвартс из книги о Гарри Поттере (Джоан Роулинг) наибольшие баллы давали за послушание и за то, что сделано вопреки нормам.
Обобщая эти советы, Евгений Крашенинников сказал: «Педагогика начнется тогда, когда будет создана ситуация, где сможет проявиться индивидуальность и ответственность ребенка и когда он может заявить о своих потребностях, а задача учителя – насытить потребности ребенка культурными средствами, чтобы он мог их выразить».Людмила Боросгоева