Новости "Эврики"
2021-04-05 10:10

Почему дети Монтессори любят школу, а не считают ее наказанием

6 апреля в зуме состоялся последний семинар в серии «Введение в новую школьную жизнь». Заместитель заведующей детского сада № 12 г. Челябинска Оксана Борисова рассказала о практических результатах разновозрастного дошкольного образования в группах Монтессори.

«К нам идут те родители, которые хотят, чтобы у ребенка в первую очередь были навыки общения, взаимодействия, умения ставить и добиваться целей. Что касается академических знаний, дети их все равно получат», – объяснила Оксана Борисова.
Родители приводят примеры того, насколько их 4–5-летние дети самостоятельны: они умеют делать выбор, что надеть в детский сад, в чем пойти гулять, планируют дальнейшую деятельность и готовятся к ней – собирают вещи для занятия гимнастикой перед тем, как выйти на прогулку, или планируют гардероб в путешествие – сами складывают одежду для купания, сна и других дел.

Кроме того, у детей вырабатывается мотивация к самообучению. Если педагог демонстрирует определенный алгоритм, ребенок может применить его в дальнейшем уже в любом виде деятельности. В итоге дети следуют собственному пути развития без навязанной установки со стороны взрослого.

В каждой группе есть определенные правила, которые развивают самодисциплину ребенка, и это еще одна особенность разновозрастного обучения. Правила просты, объясняют воспитатели: «мы дружим, мы общаемся, каждый из нас свободен во всем, но свобода останавливается там, где начинается свобода другого». Например, если возникает конфликт, дети умеют отстаивать свою позицию и знают, почему это важно делать. Младшие учатся у старших, старшие – у младших. У выпускников нет барьеров в общении и в школе, и в обычной жизни: дети легко взаимодействуют с детьми и взрослыми.

Конечно, выпускники Монтессори-сада не идеальны. Это обычные дети, которые любят пошалить и повеселиться, но они готовы к жизни в обществе, им комфортно в школьном пространстве, и они получают удовольствие от учебы, которая вызывает интерес, а не рассматривается как наказание. Дети не боятся ошибиться.

Самостоятельность, инициативность, ответственность, коммуникабельность и умение принимать решения – все эти качества развиваются благодаря упорядоченной развивающей среде Монтессори и эмпатии.

«Простые открытия становятся очень важными для наших детей. А лупа, которую подарили в детском саду, для них лучший подарок. Исследовать и изучать все, что тебя окружает дома, на улице, в группе, – это настоящее приключение, вызывающее неподдельный интерес», – объясняет мама одного из малышей.

Яна Жданова