Статьи

Образование через искусство

ПОДРОСТКИ
Институт проблем образовательной политики «Эврика» сделал программу повышения квалификации «Использование развивающих возможностей искусства в образовательной деятельности» для педагогов и руководителей школ. Научный руководитель программы Александр Адамский. Публикуем самые яркие цитаты из его вводной лекции «Искусство как образовательная деятельность» на семинаре одной из школ.

1. «Создание ребенком творческого продукта является наиболее увлекателньым способом получения общего образования, но это требует другого способа действия учителя».

2. «Вовлечение подростка в деструктивные группы происходит следствие того, что мы, увлеченные урочной деятельностью, не даем ему возможности показать себя, а он (она) страстно стремится к этому».

3. «Мотивация у подростка проявить-предъявить-показать себя запредельная, а классно-урочных-мероприятийных школьных форматов для этого слишком мало».

4. «Подросток срывает урок, если урок не дает ему возможности себя показать, чтобы его заметили, оценили хоть как-нибудь. «Ну что же, я вам покажу чего я стою!».

5. «Создание произведений искусства является для ребенка естественной потребностью. ОН страстно стремится предъявить себя миру. И если чувствует, что умений не хватает – с радостью позовет или откликнется на предложение помочь от взрослого. Для учителя это большая удача – стать нужным ребенку».

6. «Дети, которые воспринимают мир через собственное творчество, нуждаются в реализации этой своей потребности. Если мы организуем встречу этой потребности бразовательной предметности, – получим самый эффективный для них способ образования. Способность создавать и представлять свой продукт творчества другим и есть результат образования. В рамках этого развивается способность самопредставления».
7. «Творческие люди – журналисты, актеры, художники, как правило, говорят, что химия, физика или черчение, например – это было для них то-то адски трудное и непостижимое в школе. Но означает ли это, что они не восприимчивы к точным наукам? Нет, они не восприимчивы к тому способу освоения предмета, в который их насильно погружали».

8. «Мы почему-то оцениваем результат образования по объему выученных знаний, а не по тому, как человек умеет выявить причину и следствие происходящего и с ним, и в мире».

9. «Творческая задача – это всегда задача построения отношения к чему-то. Но тут есть ловушка – отношение можно строить только к тому, что тебя задевает: тревожит, вызывает любопытство. Все люди способны сформировать свое отношение к внешнему миру и представить его другим».

10. «Родители, которые не были в детстве погружены в творческую деятельность, воспринимают картину в Третьяковке как параграф учебника».

Олеся Салунова

Фото Натальи Шорох