Новости "Эврики"

Где искать ключ к другому результату образования

23–25 ноября «Эврика» проводит экспертно-методический семинар для педагогов и руководителей московской школы № 1065. Тема семинара – развивающее образование в начальной школе: персонализация и оценка результатов в соответствии с ФГОС.

На семинаре Алексей Воронцов, генеральный директор АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование», рассказал о ключевых особенностях развивающего образования в начальной школе. Он отметил, что в РО важным моментом является построение субъектом системы действий в специально созданной образовательной среде, в том числе цифровой. 

«С позиции педагога развивающее образование заключается в обеспечении действий ребенка в его образовательной среде с помощью специальных технологий, – подчеркнул эксперт, – вне собственных действий ребенка не развиваются ни способности, ни навыки и не формируются личностные качества».

Воронцов пояснил, что необходимо расширить содержательный аспект развивающего образования через выстраивание разных видов деятельности и определении в каждом виде деятельности своих результатов, способов и форм организации. А в технологическом аспекте важен задачный принцип построения учебного материала, в котором проблема должна мотивировать детей к получению знаний. 

«Искусство учителя в том, чтобы ребенок присвоил задачу так, как будто это его задача, – считает Воронцов, – поэтому технологический аспект выходит на первое место». 

Управленческий аспект эксперт рассмотрел с точки зрения управления образовательного процесса. Он напомнил, что Даниил Эльконин подчеркивал важность формирования в начальной школе таких учебных действий, как контроль и оценка. Таким образвом происходит принципиальная смена философии оценки: уход от накопительной системы отметок к формирующему оцениванию.

Алексей Воронцов считает, что зона ближайшего развития – это промежуток между тем, когда ребенок делает что-то со взрослым, до того момента, когда он может сделать это сам.

Начальная школа должна давать ребенку инструменты для формирования самостоятельной работы в соответствии с его темпом и уровнем. Результаты международного исследования PISA показывает, что наши дети владеют этими инструментами на недостаточном уровне.

По мнению эксперта, надо разворачивать начальную школу к развивающему обучению, а не усиливать давление на качество образования через ВПР. Ключ к другому результату образования лежит в начальной школе.

В заключение Алексей Воронцов сформулировал основные треки образования:
  • персонализация как путь движения от основной общеобразовательной программы к индивидуальной образовательной программе; 
  • развитие сетевого образования;
  • развитие цифрового образования; 
  • освоение технологий блочно-модульного, дистанционного и смешанного обучения;
  • переход от накопительной системы отметок к системе формирующего оценивания;
  • выстраивание содержание дошкольного образования как этапа общего образования.

Людмила Боросгоева