На семинаре Алексей Воронцов, генеральный директор АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование», рассказал о ключевых особенностях развивающего образования в начальной школе. Он отметил, что в РО важным моментом является построение субъектом системы действий в специально созданной образовательной среде, в том числе цифровой.
«С позиции педагога развивающее образование заключается в обеспечении действий ребенка в его образовательной среде с помощью специальных технологий, – подчеркнул эксперт, – вне собственных действий ребенка не развиваются ни способности, ни навыки и не формируются личностные качества».
Воронцов пояснил, что необходимо расширить содержательный аспект развивающего образования через выстраивание разных видов деятельности и определении в каждом виде деятельности своих результатов, способов и форм организации. А в технологическом аспекте важен задачный принцип построения учебного материала, в котором проблема должна мотивировать детей к получению знаний.«Искусство учителя в том, чтобы ребенок присвоил задачу так, как будто это его задача, – считает Воронцов, – поэтому технологический аспект выходит на первое место».
Управленческий аспект эксперт рассмотрел с точки зрения управления образовательного процесса. Он напомнил, что Даниил Эльконин подчеркивал важность формирования в начальной школе таких учебных действий, как контроль и оценка. Таким образвом происходит принципиальная смена философии оценки: уход от накопительной системы отметок к формирующему оцениванию.Алексей Воронцов считает, что зона ближайшего развития – это промежуток между тем, когда ребенок делает что-то со взрослым, до того момента, когда он может сделать это сам.
Начальная школа должна давать ребенку инструменты для формирования самостоятельной работы в соответствии с его темпом и уровнем. Результаты международного исследования PISA показывает, что наши дети владеют этими инструментами на недостаточном уровне.По мнению эксперта, надо разворачивать начальную школу к развивающему обучению, а не усиливать давление на качество образования через ВПР. Ключ к другому результату образования лежит в начальной школе.
В заключение Алексей Воронцов сформулировал основные треки образования:
- персонализация как путь движения от основной общеобразовательной программы к индивидуальной образовательной программе;
- развитие сетевого образования;
- развитие цифрового образования;
- освоение технологий блочно-модульного, дистанционного и смешанного обучения;
- переход от накопительной системы отметок к системе формирующего оценивания;
- выстраивание содержание дошкольного образования как этапа общего образования.
Людмила Боросгоева