18 ноября состоялся вебинар, посвященный особенностям и принципам системы Людмилы Петерсон «Учусь учиться». Вебинар проводится в рамках проекта «Онлайн-навигатор для родителей», который разработал Институт проблем образовательной политики «Эврика».
«Математический театр» начинается с деятельностного подхода
Сама Людмила Георгиевна в силу обстоятельств не смогла принять участие в обсуждении, но ее дети и сотрудники созданного ею Института системно-деятельностной педагогики – исполнительный директор Владимир Петерсон и замдиректора по научно-методической работе Марина Кубышева – успешно справились с миссией модераторов. Они провели дискуссию в интерактивном формате, обсуждая волнующие родителей проблемы с позиций системы Людмилы Петерсон, которая основана на двух идеях – деятельностной методике, что сближает ее с развивающим образованием, и непрерывном обучении.
Деятельностные методики помогают учителю на каждом уроке подвести детей и к постановке собственной цели, и к открытию нового знания, и к самооценке. Таким образом ребёнок глубже осваивает новое знание, но ещё важнее, что он при этом учится мыслить, общаться, согласовывать свою позицию, выдвигать версии. Не случайно эта система так и называется: «Учусь учиться».
Идея непрерывности реализуется на трёх уровнях: дошкольное образование, начальная и основная школа. Этим объясняется, что некоторые темы в учебниках Петерсон появляются с опережением относительно других программ. Но важно понимать, что это не лишние темы, что их появление продумано, логически обосновано, выверено с научной точки зрения, и поэтому выдёргивание отдельных заданий, тем из учебника разрушает непрерывность и снижает результат. Базовым содержанием образовательной системы «Учусь учиться» является математика, которая становится средством развития мышления и рефлексии, учебной самостоятельности и готовности к саморазвитию. Для детей, способных и стремящихся к более высокому уровню знаний, разработана специальная серия «Математический театр» с олимпиадными задачами.
Идея непрерывности реализуется на трёх уровнях: дошкольное образование, начальная и основная школа. Этим объясняется, что некоторые темы в учебниках Петерсон появляются с опережением относительно других программ. Но важно понимать, что это не лишние темы, что их появление продумано, логически обосновано, выверено с научной точки зрения, и поэтому выдёргивание отдельных заданий, тем из учебника разрушает непрерывность и снижает результат. Базовым содержанием образовательной системы «Учусь учиться» является математика, которая становится средством развития мышления и рефлексии, учебной самостоятельности и готовности к саморазвитию. Для детей, способных и стремящихся к более высокому уровню знаний, разработана специальная серия «Математический театр» с олимпиадными задачами.
Как отметил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, технологии обучения по системе Петерсон позволяют развивать желание и способность ребенка задавать вопросы, а от взрослых требуют умения строить диалог на основе уважения к личности ребенка, доверительных отношений и радости от полученных знаний. И в этом смысле, как полагает Александр Адамский, семья играет более значимую роль в образовании детей, чем школа. Родители, чьи дети обучаются по системе Петерсон, должны быть подготовлены к принятию идей и ценностей этой системы, чтобы передать позитивную энергию жизни своим детям.
Но все ли к этому готовы?
Но все ли к этому готовы?
Успеваемость не тождественна успеху
Первый вопрос, который был задан участникам семинара, заключался в следующем: «С какими родительскими проблемами вы пришли на эту встречу?»
Ответы оказались вполне предсказуемыми: «Как помочь ребенку стать успешным в жизни?», «Как проявить интерес ребенка к учебе?», «Что делать, если ребенок не хочет учиться и не желает делать домашнее задание?».
Ответы оказались вполне предсказуемыми: «Как помочь ребенку стать успешным в жизни?», «Как проявить интерес ребенка к учебе?», «Что делать, если ребенок не хочет учиться и не желает делать домашнее задание?».
Как считает Владимир Петерсон, в основе родительских проблем – страх за будущее детей, за те негативные последствия, которыми чревато их нежелание учиться. Порой доходит до крайностей, когда родители рассуждают таким образом: «Если мой сын или дочь не сделают домашнюю работу, то он (она) меня не прокормят». То есть если ребенок будет плохо учиться в школе, он не поступит в хороший вуз, а потом не найдёт достойную работу, а значит, не сможет меня обеспечить в старости – вот такая выстраивается логическая цепочка.
«И, находясь в этом состоянии хронического страха, прогнозируя последствия, родители соответствующим образом меняют стиль общения с ребёнком, который за неимением других инструментов часто превращается в запугивание, наказание, понукание», – рассказал Владимир Петерсон и подчеркнул, что действовать в этой ситуации нужно совсем иначе. И тут же предложил родителям подумать над вопросом: какими положительными эмоциями можно зарядить ребёнка, если мы хотим, чтобы он действовал так, как хотят взрослые?
И вот уже диалог пошел совсем в ином русле – не в «наказательном», как в начале обсуждения, а в поощрительном. «Похвалить», «Вызвать радость личных побед», «Вдохновить, что все получится» – писали зрители в чате.
И вот уже диалог пошел совсем в ином русле – не в «наказательном», как в начале обсуждения, а в поощрительном. «Похвалить», «Вызвать радость личных побед», «Вдохновить, что все получится» – писали зрители в чате.
По мнению Владимира Петерсона, задача родителей – не запугать ребенка последствиями невыполненной домашней работы, а предложить свою помощь, объяснить, что откладывание дел на потом ничуть не уменьшает их сложность, а заодно договориться о времени использования любимого гаджета.
Таким образом, можно не только сохранить, но и приумножить ресурсное эмоциональное состояние ребёнка, которое ему пригодится в дальнейшей учебе. Поэтому очень важна дружелюбная атмосфера в семье, в которую ребенок возвращается из школы и проводит бОльшую часть своего времени.
Таким образом, можно не только сохранить, но и приумножить ресурсное эмоциональное состояние ребёнка, которое ему пригодится в дальнейшей учебе. Поэтому очень важна дружелюбная атмосфера в семье, в которую ребенок возвращается из школы и проводит бОльшую часть своего времени.
«Ни один даже самый лучший учитель не будет относиться к нашим детям так, как мы относимся к ним. И в этом смысле родительская работа состоит в создании условий», – убежден Владимир Петерсон, подкрепив свои выводы примером пирамиды Маслоу, где на нижних уровнях находятся базовые потребности человека в еде, безопасности, а на верхних – стремление к познанию.
«Если не удовлетворены нижние потребности, то в верхний класс человек перейти не может, – отметил Владимир Петерсон. – Стремление к самостоятельному познанию приходит только тогда, когда ты реализовал все свои физиологические потребности, и когда любовь родителей не зависит от твоих оценок по математике. И если сегодня ты написал контрольную хуже других, это не значит, что ты не напишешь ее завтра. Успеваемость – это просто конкретный результат на сегодняшний день, и она не тождественна успеху».
Что такое качественное образование?
На следующий вопрос модераторов семинара: «Что такое качественное образование?», зрители предложили несколько вариантов ответов: «Возможность получить от жизни и от профессии то, что хочешь», «Это те знания, которые ты можешь применить в жизни», «Это знания, которые помогут достичь цели».
Заметим, что варианты разные, но логика одна: качественное образование – это то, которое обеспечивает карьерный рост и жизненный успех. Но, как справедливо заметил Владимир Петерсон, никто из участников дискуссии не вспомнил ни о здоровье, которое является важнейшим ресурсом получения качественного образования, ни о «мягких навыках», столь необходимых в современной жизни, ни о личностных качествах.
«Но ведь никому не нужен хорошо образованный мерзавец. Наоборот, это довольно опасное явление. Значит, каждый родитель хочет для своих детей, чтобы в них каким-то образом созрели и доброта, и уважение, и доверие, и самоирония, и чувство юмора, и способность не сдаваться перед неудачами. Вот это всё в комплексе мы называем качественным образованием», - констатировал Владимир Петерсон.
Правда, цель воспитать людей с таким образцовым набором личностных качеств недостижима, но, по его мнению, «хорошие школы и учителя, видя, какие происходят изменения в мире, стараются перестроить образовательный процесс, чтобы системно сформировать эти навыки XXI века через новые образовательные технологии».
«Но ведь никому не нужен хорошо образованный мерзавец. Наоборот, это довольно опасное явление. Значит, каждый родитель хочет для своих детей, чтобы в них каким-то образом созрели и доброта, и уважение, и доверие, и самоирония, и чувство юмора, и способность не сдаваться перед неудачами. Вот это всё в комплексе мы называем качественным образованием», - констатировал Владимир Петерсон.
Правда, цель воспитать людей с таким образцовым набором личностных качеств недостижима, но, по его мнению, «хорошие школы и учителя, видя, какие происходят изменения в мире, стараются перестроить образовательный процесс, чтобы системно сформировать эти навыки XXI века через новые образовательные технологии».
И в этом случае сотрудничество школы и семьи становится особенно необходимым, чтобы родительский страх из-за плохой успеваемости не противоречил передовым образовательным технологиям, направленным на воспитание таких качеств, как умение ставить задачи, задавать новые вопросы и не бояться совершать ошибки.
Право на открытия и… право на ошибку
Здесь важно пояснить, что система Петерсон дает ребенку право на ошибку. Согласно этой методике, умение учиться предполагает самостоятельный путь к знаниям, а значит, возможность выдвигать разные версии, что не исключает ошибок.
«Особенность системы в том, что у ребёнка есть шанс сделать своё открытие и есть шанс выполнять задания разных уровней сложности. Используемые методики предполагают, что ребёнок всё пропускает через своё сознание, и только потом открываются новые знания. И он вынужден будет ошибиться, иначе зачем учиться, если ты уже всё и так умеешь?» – пояснила Марина Кубышева.
«Особенность системы в том, что у ребёнка есть шанс сделать своё открытие и есть шанс выполнять задания разных уровней сложности. Используемые методики предполагают, что ребёнок всё пропускает через своё сознание, и только потом открываются новые знания. И он вынужден будет ошибиться, иначе зачем учиться, если ты уже всё и так умеешь?» – пояснила Марина Кубышева.
Задача про арбузы, и не только
Детям, обучающимся по системе Петерсон, предлагаются сложные нестандартные задачи, над которыми приходится поломать голову и опытным взрослым людям.
Яркий пример – задача про арбузы. Среди участников семинара она вызвала бурные споры, предлагалось несколько вариантов ответов, пока наконец общими усилиями не был найден правильный.
Яркий пример – задача про арбузы. Среди участников семинара она вызвала бурные споры, предлагалось несколько вариантов ответов, пока наконец общими усилиями не был найден правильный.
Такие задачи, как считает Марина Кубышева, приучают детей не только работать со схемами, но и решать нестандартные задачи, и это умение будет очень полезно в преодолении жизненных трудностей. Не случайно разработчики системы Петерсон высоко оценивают такие технологии, как ТРИЗ, но предупреждают, что тут тоже важно не впадать в крайности и не перегружать ребенка, иначе он потеряет интерес к обучению.
«И опыт, сын ошибок трудных»
«Основной моторчик, акселератор, импульс задач Петерсон заключается в том, что они не решаются репродуктивным способом поиска правильного ответа, – считает Александр Адамский. – И в этом смысле ссылка на родительский опыт губит мотивацию детей, потому что она возвращает к репродуктивному способу мышления: вот мой опыт, он образец, повторишь, и всё будет у тебя хорошо. Это неправда, потому что обстоятельства другие. Как бы я не прожил жизнь, но ребёнок будет жить точно в других обстоятельствах. И вот это такой момент, который вынуждает нас ставить себя на место ребёнка и представлять себе обстоятельства его жизни, которые не были нам даны в ощущениях, мы не переживали этого и точно не будем переживать. Поэтому мы должны напитываться от ребёнка его ощущениями как настоящего, так и будущего».
Владимир Петерсон согласился с Александром Адамским в том, что опыт предыдущих поколений не может быть образцом, эталоном для детей, которым предстоит жить в совершенно других условиях, но это не означает, что он не окажется для них полезным.
«Если вы связаны с ребенком не только родственными узами, но и общими интересами, он будет так или иначе обращаться к этому опыту», – убежден Владимир Петерсон.
Вот такой получился разговор на семинаре для родителей – не только о решении математических, но и педагогических задач, и надеемся, он был интересен слушателям. Тем более что самые активные из них получили в подарок книги Юлии Гиппенрейтер, Януша Корчака, Симона Соловейчика.
Владимир Петерсон согласился с Александром Адамским в том, что опыт предыдущих поколений не может быть образцом, эталоном для детей, которым предстоит жить в совершенно других условиях, но это не означает, что он не окажется для них полезным.
«Если вы связаны с ребенком не только родственными узами, но и общими интересами, он будет так или иначе обращаться к этому опыту», – убежден Владимир Петерсон.
Вот такой получился разговор на семинаре для родителей – не только о решении математических, но и педагогических задач, и надеемся, он был интересен слушателям. Тем более что самые активные из них получили в подарок книги Юлии Гиппенрейтер, Януша Корчака, Симона Соловейчика.
Вебинар проводился в рамках проекта «Онлайн-навигатор для родителей», который разработал Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов.
«Онлайн-навигатор для родителей» – это цифровая платформа, которая позволяет оказывать помощь родителям в решении образовательных, воспитательных, учебных проблем с детьми через проведение семинаров, конференций, круглых столов с представителями различных развивающих образовательных систем, технологий и программ.
«Онлайн-навигатор для родителей» – это цифровая платформа, которая позволяет оказывать помощь родителям в решении образовательных, воспитательных, учебных проблем с детьми через проведение семинаров, конференций, круглых столов с представителями различных развивающих образовательных систем, технологий и программ.
Рисунки Майи Мельниковой
Ольга Дашковская