События
Конференции и семинары

13 тезисов про «Инициативу ФГОС 4.0» к 13 мая

13 мая состоится онлайн-семинар, который проводит Институт проблем образовательной политики «Эврика». Александр Бермус, профессор, завкафедрой образования и педагогических наук Южного федерального университета, подготовил тезисы о концепции и методологии разработки ФГОС 4.0.

Очевидно, что процесс цифровизации, взятый как глобальная тенденция, будет означать, в том числе, «сжатие» форматов представления и обсуждения данных. Уже сейчас «скрипты» и «дейтасеты», еще несколько лет назад известные только узкому кругу программистов, становятся едва ли не ведущими формами гуманитарного знания. Тем более, это предполагает «сжатие» и распространение более известных и распространенных жанров, таких как тезисы.

Итак, 13 тезисов о концепции и методологии разработки ФГОС 4.0.

  1. Обсуждения и разработка ФГОС 4.0 имеет смысл в контексте актуальных тенденций современного мира, среди которых особо следует выделить две. В первую очередь, это «Четвертая промышленная революция», определившая номинал разрабатываемой версии ФГОС. Ее идеология формировалась на протяжении 2010-х годов и определялась ценностями «новой прозрачности», индивидуализации, цифровизации, технологизации всех процессов. На технологическом уровне, это означает проникновение интернет-коммуникаций во все сферы человеческой деятельности, расширенное использование «big data» (больших данных), VR and AR (виртуальной и дополненной реальности), «Интернета вещей» и «цифровых двойников» (чат-ботов), появление новых профессий, связанных с обработкой и менеджментом данных.
  2. Другой, не менее важной тенденцией (точнее, совокупностью тенденций, оформившихся буквально в последние месяцы и недели, и которые будут в большей степени, определять повестку дня в 2020-е годы) становится глобальная трансформация мира в контексте пандемии. На внешнем уровне это может проявляться как одномоментная утрата традиционным образованием самой возможности функционирования (как это случилось во второй половине марта 2020 года). Но не менее важны глубинные сдвиги: возвращение в мир вирусной угрозы в качестве долговременного фактора, многократное снижение темпов экономического роста и технологического развития; переход к колебательному режиму «рецессий – восстановлений»; островизация (Д. Песков) и фрагментация глобального мира; возрастание роли внеэкономических (моральных, духовно-нравственных) ограничителей и императивов.
  3. Таким образом, мир актуального будущего аккумулирует тенденции и проекты последнего времени, приведя к их довольно неожиданным соединениям: значимость интернет-коммуникаций увеличится, однако она будут более тесно интегрирована в конкретные цивилизационные проекты; рост конкуренции на мировой арене приведет к усилению локальных сообществ, актуализации проблем социальной экологии, солидарности и справедливости.
  4. Перечисленные изменения в глобальном устройстве приведет к утверждению новой антропологии (человеческой идентичности), включающей множество противоречивых аспектов: важность социальной, культурной и исторической идентификации при развитом исследовательском поведении; использование все более широкого спектра технологических инноваций и потребность в человеческом контакте; сжатие материальных запросов и «упрощение жизни» на фоне интенсификации религиозно-философского поиска.
  5. Принципиальным требованием к ФГОС 4.0, разрабатываемому в контексте отечественной религиозно-философской и психолого-педагогической традиции, должна стать его целостность, понимаемое на разных исторических этапах как «Единое» (Платон, Аристотель); «Единая субстанция» (Б. Спиноза), «Монада» (Г. Лейбниц), «единица» (Л.С. Выготский). Специфика понятого таким образом «единичного» – в его жизненности, внутренней способности к развитию, трансформации, порождению новых единиц. Это, одновременно, предполагает внутреннюю неоднородность, противоречивость единичного, в отношении к которому ни один из элементов не обладает автономностью и жизненностью.
  6. Двуединство является фундаментальным атрибутом и условием существования единицы, означающим наличие в ней двух несводимых друг к другу аспектов (субъектов, ценностных измерений, мотивов) при условии общего символического и коммуникативного/продуктивного процесса. Наиболее очевидной социокультурной реализацией этого принципа можно считать образ рынка, как пространства обменов и конверсий различных ценностей. Подобие реализуется и во внутреннем плане: каждый из субъектов является носителем некоторой ценности и преследует в обмене свой собственный интерес; ситуация характеризуется некоторым символическим единством «рыночной сделки» и представляет собой процесс переговоров и достижения согласия о ее условиях, формах и результатах. Во внешнем плане, именно рынок оказывается метафорой жизни («рыночная стихия», «бурление жизни» и т.д.), и, что не менее важно, проявляет тенденции к самовозрастанию и развитию.
  7.  В этих условиях, ФГОС приобретает совершенно иные черты и смыслы, невозможные и неактуальные в предыдущую, индустриальную эпоху: он перестает быть жестким инструментом, обеспечивающим самоподобие всех процессов и результатов («болт с конвейера»), но приобретает смысл инструмента мягкого («рыночного») инструмента регулирования и гармонизации различных процессов и отношений в сфере образования. Это, в свою очередь, означает смену ценностной основы стандарта (фокусировка не на технических регламентах, но на основных «рынках образования», понимаемых как типовые ситуации производства и обмена ценностями). При этом ФГОС рассматривается как один из аспектов широкой системы нормирования, охватывающей самые разные процессы возникновения, формирования, согласования, применения и утилизации требований и норм в сфере образования, а инструментом для анализа и проектирования ФГОС оказывается пространственно-полевой подход (К. Левин, Ж. Лакан, П. Бурдьё).
  8.   Эта оптика позволяет нам по-новому взглянуть на определенные в ходе конференции «Инициатива ФГОС 4.0» четыре тематических блока как на специфические рынки, обеспечивающие обмен и конверсию ценностей. На рынке результатов (признание) трудовые и финансовые инвестиции конвертируются в символический капитал государственно-общественного признания и сертификации кадров, образовательных учреждений и т.д. На рынке содержания различного рода символические капиталы (идеологические, научные, культурные ценности) конвертируются в индивидуальное достояние и смыслы, стратегии и способы деятельности. На рынке финансирования, материальные ресурсы конвертируются в индивидуальные трудовые вложения участников (педагогов, администраторов). Наконец, на недавно возникшем и быстро развивающемся рынке цифровизации происходит конверсия ценностей и смыслов предыдущих эпох (аналоговый мир) в «цифровые ресурсы» и стратегии деятельности.
  9.  Проблема разработки ФГОС в области оценки результативности (признания) сопряжена с решением следующих задач: идентификация типов ценностей и критериев оценки различных ценностей и, на этой основе, переосмысление типологии и уровней предметных, метапредметных и личностных результатов; установление общих правил аттестационных процедур, гармонизация правил и моделей сертификационных процедур по всей линейке: от аттестации учащихся, через профессиональную аттестацию учителей, до лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных программ и систем.
  10.  Проблема разработки ФГОС в области содержания, определяется тремя типами задач. В их числе: создание инструментария и режимов трансляции символического содержания (историко-культурный и понятийные стандарты дисциплин, тезаурусы и др.); определением форм и стратегий нормативных коммуникаций и деятельности (технологический стандарт, стандарт на разработку и реализацию образовательных программ и практик); определением стратегий самореализации и сопровождения индивидуальных траекторий (стандарт проектирования и тьюторского сопровождения обучающихся).
  11.   Проблема разработки ФГОС в области финансирования заключается в определении пороговых значений финансового и ресурсного обеспечения основных видов деятельности, схем финансирования, а также правил и норм привлечения ресурсов с других рынков (попечительские советы, работодатели, средства от издательской деятельности и дополнительного образования и т.д.).
  12.  Проблема стандартизации в области цифровых институтов связана с: определением статуса цифровых и реальных материально-технических ресурсов, заданием статусов субъектов цифровизации (права и зоны ответственности провайдеров, правообладателей, внутренних и внешних пользователей), а также – определением принципов взаимодействия различных субъектов (учредителей, школ, учреждений ДО, вузов, отдельных пользователей, обладателей контента, владельцев сервисов).
  13.  Важнейшим аспектом разработки и реализации ФГОС 4.0 должно стать определение принципов научно-образовательной политики в сфере образования, позволяющей развивать ресурсную базу и повышать качество образовательной деятельности, моделирование систем непрерывного образования, а также – подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с выявленными дефицитами, потребностями и условиями. Таким образом, ФГОС 4.0 должен представлять собой многоярусную архитектуру документов, норм и практик, обеспечивающих гибкое взаимодействие различных государственных, общественных и бизнес-институтов, направленное на оптимизацию качества образования, обеспечение его устойчивости и предотвращение наиболее опасных сценариев.

Напомним, впервые «Инициативу ФГОС 4.0» начали обсуждать в феврале 2020 года на заседании клуба «Норма и деятельность». 18 апреля 2020 года состоялась сетевая конференция «Эврика-Авангард», которая была посвящена общественно-профессиональному обсуждению и формированию технического задания на проектирование «Инициативы ФГОС 4.0».

Следующий шаг – сбор и анализ предложений, проведение круглых столов по тематическим блокам ФГОС 4.0 с обсуждением основных аспектов инициативы.
Регистрация участников на семинар 13 мая, знакомство с программой событий и основными тезисами на сайте.

По вопросам участия в семинаре можно писать на edglobal@eurekanet.ru.