Пандемия коронавируса обострила актуальность этого исследования: школы вынуждены массово переходить в дистанционный режим, а без цифровых технологий это оказывается менее эффективно. Сегодня школы, педагоги и учащиеся не готовы к переходу на онлайн-обучение и к использованию цифровых технологий, причем это определяется не только техническими проблемами, отметила ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова.
«Ключевая задача нашего мониторинга – это не оценить, что есть в школах, а понять, исследовать какие процессы могут там идти и какие должны идти, как их использовать в интересах школьников, учителей, школы. Мы должны выявить интересные решения, сформировать рекомендации для школ и для органов управления», – прокомментировала она.
В первом этапе исследования участвовали 39 школ из 13 регионов России. Результаты апробации, которая прошла в феврале 2020 года, показали, что цифровая трансформация везде происходит по-разному, подчеркнула научный сотрудник Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Ирина Дворецкая.
«В «передовиках» находятся разные школы – это могут быть и маленькие, и большие, и городские, и сельские. И задачи у школ очень тоже разные. Давать им какие-то унифицированные рекомендации – это не совсем правильно. У кого-то одни цели, у кого-то другие цели. Тут достаточно большое пространство для вариативности», – рассказала эксперт.
В ходе онлайн пресс-конференции эксперт Союза профессионалов в сфере образовательных технологий Татьяна Зарайская рассказала об экспертном выезде в Калининградскую область.
«Калининградская область предложила для проведения мониторинга три школы: крупная в Калининграде, условно средняя в Балтийске и небольшая сельская школа в поселке Рыбачий. Хотелось бы отметить достаточно высокое обеспечение компьютерной техникой. Это не только компьютеры и ноутбуки, но и это 3D-принтеры, 3D-лаборатории, 3D-очки, 3D-кинотеатры, медиатеки, виртуальные музеи», – подчеркнула она.
Отдельные результаты по итогам апробации уже выложены на сайт проекта цифровизацияшкол.рф.
«Наша основная ключевая задача сейчас – наладить способ коммуникации с регионами, потому что наша апробация показала, что эффективная коммуникация – это залог и качественных данных, и понимания того, что происходит в регионе. Выстраивается цепочка между школой-муниципалитетом-регионом, которая позволяет в том числе региону и муниципалитету получить информацию для себя и понять, чего же им не хватает», – отметила президент Союза профессионалов в сфере образовательных инноваций Наталья Булаева.
По словам экспертов, второй этап мониторинга цифровой трансформации школ должен пройти в августе и сентябре. В исследование планируют включить 300 школ из 50 регионов России.
«Нам важно обеспечить более или менее равное представительство из разных федеральных округов. Мы предполагаем, что в каждом регионе будет участвовать не менее шести школ, при этом опять же школы будут разные. Сам процесс отбора начнется с августа месяца – с того момента, когда школы будут готовиться к учебному году – это позволит грамотно спланировать план мониторинга», – прокомментировал ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек.
В мониторинге примут участие некоторые учащиеся 9 и 11 классов, учителя. Администрация школы будет участвовать в полном составе, так как они принимают управленческие решения по цифровой трансформации, подчеркнул он.
Также эксперт отметил, что в третьем этапе предполагается участие в мониторинге всех школ и всех регионов России.
РИА Новости