Как шутил Марк Твен: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в моё образование». С каждым годом уменьшается число учеников, готовых обучаться в традиционной классно-урочной системе, все больше становится тех, кто переходит на семейную форму обучения. Это новый вызов, на который должна ответить школа. О том, что такое индивидуализация образования и как ее реализовать в массовой школе, делится опытом директор «Школы будущего» в поселке Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий.
О борьбе терминов и противостоянии научных школ
Мы интуитивно понимаем, что дети все разные, и мы хотим, чтобы к каждому ребёнку был найден какой-то особый подход, «золотой ключик», а для этого надо дать ему возможность выбора – в учебе, в дополнительном образовании, в жизни. Ключевым понятием здесь является субъектность – способность человека к самодетерминируемому, самоуправляемому, самоконтролируемому поведению и действию, способность встать в практическое отношение к миру, сделать свою деятельность и самого себя предметом анализа и изменения.
Мечта каждого родителя и педагога – сделать так, чтобы дети вырастали самостоятельными людьми, которые способны выбирать и нести ответственность за свой выбор.
В нашей школе компетентность ответственного выбора стала одним из ключевых образовательных результатов, который достигается благодаря индивидуализации.
Кстати, когда речь заходит об индивидуализации образования, то возникает множество различных терминов на эту тему: «индивидуальный подход», «индивидуальная траектория», «индивидуальный учебный план», «индивидуализация», «персонализация», и кажется, что эта семья похожих слов описывает одно и то же. Однако очень важно понимать, что это не так. И тут сталкиваются несколько подходов, я бы даже сказал, школ. Первый подход активно пропагандирует заведующая лабораторией индивидуализации непрерывного образования и тьюторства МГПУ, профессор Татьяна Михайловна Ковалёва. Она считает, что есть два вектора – это индивидуальный подход и индивидуализация. В первом случае принимаются во внимание возрастные и другие особенности обучающихся, когда мы разными путями ведём детей к одной цели, к одному содержанию образования. Такой подход обеспечивается благодаря психолого-педагогическому сопровождению. Во втором случае, когда мы говорим об индивидуализации, мы имеем в виду, что дети идут к разным целям, когда содержание образования у разных детей отличается за счет разработки индивидуальных образовательных программ и тьюторского сопровождения, а сам ребёнок становится активным субъектом, влияющим на свою образовательную программу.
В то же время другая группа экспертов в лице образовательного фонда «Вклад в будущее» и ряда других термин «индивидуальный подход» вообще не используют, заменяя его понятием «индивидуализация», и противопоставляют ей «персонализацию», под которой подразумеваются разные образовательные программы для детей с разными способностями и потребностями. При этом в случае индивидуализации ключевую роль играет учитель, который составляет учебную программу для каждого ребенка, а в процессах персонализации – наставник, который направляет детей, принимающих активное участие в создании собственного образовательного плана.
И эти две научные школы находятся в постоянной дискуссии друг с другом.
Татьяна Ковалева выступает против термина «персонализация», считая его новоязом, ее оппоненты настаивают на необходимости этого понятия.
Кстати, когда речь заходит об индивидуализации образования, то возникает множество различных терминов на эту тему: «индивидуальный подход», «индивидуальная траектория», «индивидуальный учебный план», «индивидуализация», «персонализация», и кажется, что эта семья похожих слов описывает одно и то же. Однако очень важно понимать, что это не так. И тут сталкиваются несколько подходов, я бы даже сказал, школ. Первый подход активно пропагандирует заведующая лабораторией индивидуализации непрерывного образования и тьюторства МГПУ, профессор Татьяна Михайловна Ковалёва. Она считает, что есть два вектора – это индивидуальный подход и индивидуализация. В первом случае принимаются во внимание возрастные и другие особенности обучающихся, когда мы разными путями ведём детей к одной цели, к одному содержанию образования. Такой подход обеспечивается благодаря психолого-педагогическому сопровождению. Во втором случае, когда мы говорим об индивидуализации, мы имеем в виду, что дети идут к разным целям, когда содержание образования у разных детей отличается за счет разработки индивидуальных образовательных программ и тьюторского сопровождения, а сам ребёнок становится активным субъектом, влияющим на свою образовательную программу.
В то же время другая группа экспертов в лице образовательного фонда «Вклад в будущее» и ряда других термин «индивидуальный подход» вообще не используют, заменяя его понятием «индивидуализация», и противопоставляют ей «персонализацию», под которой подразумеваются разные образовательные программы для детей с разными способностями и потребностями. При этом в случае индивидуализации ключевую роль играет учитель, который составляет учебную программу для каждого ребенка, а в процессах персонализации – наставник, который направляет детей, принимающих активное участие в создании собственного образовательного плана.
И эти две научные школы находятся в постоянной дискуссии друг с другом.
Татьяна Ковалева выступает против термина «персонализация», считая его новоязом, ее оппоненты настаивают на необходимости этого понятия.
Шведский стол и комплексный обед
Это небольшое теоретическое вступление к теме индивидуализации образования и воспитания ответственного выбора, а для наглядности хочу дать две картинки: школьный комплексный обед и роскошный шведский стол. Если каждому из вас задать вопрос: что вы предпочитаете из этих двух вариантов, то большинство выберет второй, поскольку он удовлетворяет разным потребностям, вкусам и состоянию здоровья.
Эта метафора противопоставления массового общепита и разнообразного шведского стола, ориентированного на индивидуальные запросы, применима и к системе образования, где в большинстве случаев детям предлагаются общие программы в рамках классно-урочной системы. И что бы ни происходило, какие бы реформы ни затевались, они редко касаются изменения этой ситуации. Причина проста – классно-урочная система дешевле, её проще контролировать, её проще организовать.
На первый взгляд, если дать детям выбирать, если от классно-урочной системы отказаться, то мы можем получить хаос, которым невозможно управлять. Однако пример нашей школы доказывает, что элементы этого потепления возможны в любой, даже в массовой муниципальной школе, не обязательно она должна быть маленькой и частной.
Необходимость перехода к индивидуализации диктуется объективными обстоятельствами, главное из которых – разнообразие способностей и потребностей детей, которые, не находя ответа на свои запросы в школе, уходят на семейное образование и к репетиторам. Это усиливает конкуренцию на образовательном рынке, что стимулирует школу предпринимать действия в этом направлении, не забывая о жестких требованиях ФГОС, задающего определенную планку уровня результатов для всех учеников.
Мелодии школьных звонков
Вы будете удивлены, но мы начали индивидуализацию… со школьных звонков. С этой идеей ко мне пришли сами школьники, которые предложили разные мелодии, помогающие настроить их сверстников на процесс познания. А вот мелодии, завершающие урок, выбирают учителя путем голосования. Так мы подошли к учёту индивидуальных потребностей разных групп в нашей школе.
Итак, для индивидуализации образования прежде всего необходимо сформировать культуру выбора: навык отказа от прежних предпочтений, переключения на новые, все это путем проб и ошибок. Не бойтесь ошибок – они формируют бесценный жизненный опыт.
А еще надо открыть школу для взаимодействия с внешним миром – другими школами, колледжами, вузами, предприятиями, организациями культуры. Если мы говорим, что у разных детей разные потребности: один желает заниматься кёрлингом, другой – секвенированием ДНК, третий – сочинением музыки, стихов и другими видами творчества, то очевидно, что ресурсов одной вашей школы для удовлетворения всех этих потребностей недостаточно. Для этого необходимо привлечение партнёров. В то же время самой школе придется мобилизовать собственные ресурсы, чтобы высвободить определённое пространство для самореализации учащихся не в ущерб подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Учитывать не только способности, но и возможности
При этом важно учитывать не только способности детей, но и их возможности, в том числе особенности здоровья. Очевидно, что если ребёнок передвигается в инвалидной коляске, то никому в голову не придёт заставить его бежать кросс 3 километра. Что-то надо делать иначе, чтобы таким детям было учиться и комфортно, и результативно.
Кроме детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в поддержке и помощи, у нас есть одаренные ученики, достигающие невероятных результатов. Понятно, что девочка, которая готовится к участию в Олимпийских играх по художественной гимнастике, очевидно, не сможет посещать уроки вместе со всеми – у нее свой график жизни. Учёт особых образовательных потребностей и конкретных жизненных ситуаций заставил сделать нашу систему более гибкой.
Расскажу любопытную историю на эту тему. У нас в школе есть бассейн, и каково было моё удивление, когда я получил заявление от мамы одной ученицы: «Прошу отменить уроки плавания для моей дочери».
«Как же так?! Отказаться от бесплатных занятий в школьном бассейне? Это же отличная возможность!» – думал я. Мои сомнения развеялись при встрече с мамой, которая рассказала, что ее дочь занимается синхронным плаванием 6 раз в неделю, поэтому занятия в школьном бассейне для нее излишни. При этом девочка любит читать, но, учитывая её плотный график и интенсивные тренировки, у неё не хватает на это времени. И мы составили для нашей спортсменки индивидуальный план. Она приносила из спортивной школы справку о своих занятиях, и мы ей засчитывали максимальную отметку по плаванию. Благодаря такому подходу у нее освободилось время для чтения любимых книг.
Понятно, что в этом случае возможность заниматься по индивидуальному плану позволила нам более чутко отреагировать на запрос ребёнка. Но таких детей со сверхспособностями, равно как и детей с ОВЗ, в школе не так уж много.
А возможна ли индивидуализация для всех в массовой, большой школе? Нам удалось это осуществить. Опытом нашей школы я поделюсь в своей следующей статье.
Расскажу любопытную историю на эту тему. У нас в школе есть бассейн, и каково было моё удивление, когда я получил заявление от мамы одной ученицы: «Прошу отменить уроки плавания для моей дочери».
«Как же так?! Отказаться от бесплатных занятий в школьном бассейне? Это же отличная возможность!» – думал я. Мои сомнения развеялись при встрече с мамой, которая рассказала, что ее дочь занимается синхронным плаванием 6 раз в неделю, поэтому занятия в школьном бассейне для нее излишни. При этом девочка любит читать, но, учитывая её плотный график и интенсивные тренировки, у неё не хватает на это времени. И мы составили для нашей спортсменки индивидуальный план. Она приносила из спортивной школы справку о своих занятиях, и мы ей засчитывали максимальную отметку по плаванию. Благодаря такому подходу у нее освободилось время для чтения любимых книг.
Понятно, что в этом случае возможность заниматься по индивидуальному плану позволила нам более чутко отреагировать на запрос ребёнка. Но таких детей со сверхспособностями, равно как и детей с ОВЗ, в школе не так уж много.
А возможна ли индивидуализация для всех в массовой, большой школе? Нам удалось это осуществить. Опытом нашей школы я поделюсь в своей следующей статье.
Алексей Голубицкий,
директор «Школы будущего», с. Большое Исаково