Статьи

В поисках золотого ключика к каждому ребенку

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Как шутил Марк Твен: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в моё образование». С каждым годом уменьшается число учеников, готовых обучаться в традиционной классно-урочной системе, все больше становится тех, кто переходит на семейную форму обучения. Это новый вызов, на который должна ответить школа. О том, что такое индивидуализация образования и как ее реализовать в массовой школе, делится опытом директор «Школы будущего» в поселке Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий.

О борьбе терминов и противостоянии научных школ

Мы интуитивно понимаем, что дети все разные, и мы хотим, чтобы к каждому ребёнку был найден какой-то особый подход, «золотой ключик», а для этого надо дать ему возможность выбора – в учебе, в дополнительном образовании, в жизни. Ключевым понятием здесь является субъектность – способность человека к самодетерминируемому, самоуправляемому, самоконтролируемому поведению и действию, способность встать в практическое отношение к миру, сделать свою деятельность и самого себя предметом анализа и изменения.
Мечта каждого родителя и педагога – сделать так, чтобы дети вырастали самостоятельными людьми, которые способны выбирать и нести ответственность за свой выбор.
В нашей школе компетентность ответственного выбора стала одним из ключевых образовательных результатов, который достигается благодаря индивидуализации.

Кстати, когда речь заходит об индивидуализации образования, то возникает множество различных терминов на эту тему: «индивидуальный подход», «индивидуальная траектория», «индивидуальный учебный план», «индивидуализация», «персонализация», и кажется, что эта семья похожих слов описывает одно и то же. Однако очень важно понимать, что это не так. И тут сталкиваются несколько подходов, я бы даже сказал, школ. Первый подход активно пропагандирует заведующая лабораторией индивидуализации непрерывного образования и тьюторства МГПУ, профессор Татьяна Михайловна Ковалёва. Она считает, что есть два вектора – это индивидуальный подход и индивидуализация. В первом случае принимаются во внимание возрастные и другие особенности обучающихся, когда мы разными путями ведём детей к одной цели, к одному содержанию образования. Такой подход обеспечивается благодаря психолого-педагогическому сопровождению. Во втором случае, когда мы говорим об индивидуализации, мы имеем в виду, что дети идут к разным целям, когда содержание образования у разных детей отличается за счет разработки индивидуальных образовательных программ и тьюторского сопровождения, а сам ребёнок становится активным субъектом, влияющим на свою образовательную программу.

В то же время другая группа экспертов в лице образовательного фонда «Вклад в будущее» и ряда других термин «индивидуальный подход» вообще не используют, заменяя его понятием «индивидуализация», и противопоставляют ей «персонализацию», под которой подразумеваются разные образовательные программы для детей с разными способностями и потребностями. При этом в случае индивидуализации ключевую роль играет учитель, который составляет учебную программу для каждого ребенка, а в процессах персонализации – наставник, который направляет детей, принимающих активное участие в создании собственного образовательного плана.

И эти две научные школы находятся в постоянной дискуссии друг с другом.

Татьяна Ковалева выступает против термина «персонализация», считая его новоязом, ее оппоненты настаивают на необходимости этого понятия.

Шведский стол и комплексный обед

Это небольшое теоретическое вступление к теме индивидуализации образования и воспитания ответственного выбора, а для наглядности хочу дать две картинки: школьный комплексный обед и роскошный шведский стол. Если каждому из вас задать вопрос: что вы предпочитаете из этих двух вариантов, то большинство выберет второй, поскольку он удовлетворяет разным потребностям, вкусам и состоянию здоровья.
Эта метафора противопоставления массового общепита и разнообразного шведского стола, ориентированного на индивидуальные запросы, применима и к системе образования, где в большинстве случаев детям предлагаются общие программы в рамках классно-урочной системы. И что бы ни происходило, какие бы реформы ни затевались, они редко касаются изменения этой ситуации. Причина проста – классно-урочная система дешевле, её проще контролировать, её проще организовать.
На первый взгляд, если дать детям выбирать, если от классно-урочной системы отказаться, то мы можем получить хаос, которым невозможно управлять. Однако пример нашей школы доказывает, что элементы этого потепления возможны в любой, даже в массовой муниципальной школе, не обязательно она должна быть маленькой и частной.
Необходимость перехода к индивидуализации диктуется объективными обстоятельствами, главное из которых – разнообразие способностей и потребностей детей, которые, не находя ответа на свои запросы в школе, уходят на семейное образование и к репетиторам. Это усиливает конкуренцию на образовательном рынке, что стимулирует школу предпринимать действия в этом направлении, не забывая о жестких требованиях ФГОС, задающего определенную планку уровня результатов для всех учеников.

Мелодии школьных звонков

Вы будете удивлены, но мы начали индивидуализацию… со школьных звонков. С этой идеей ко мне пришли сами школьники, которые предложили разные мелодии, помогающие настроить их сверстников на процесс познания. А вот мелодии, завершающие урок, выбирают учителя путем голосования. Так мы подошли к учёту индивидуальных потребностей разных групп в нашей школе.
Итак, для индивидуализации образования прежде всего необходимо сформировать культуру выбора: навык отказа от прежних предпочтений, переключения на новые, все это путем проб и ошибок. Не бойтесь ошибок – они формируют бесценный жизненный опыт.
А еще надо открыть школу для взаимодействия с внешним миром – другими школами, колледжами, вузами, предприятиями, организациями культуры. Если мы говорим, что у разных детей разные потребности: один желает заниматься кёрлингом, другой – секвенированием ДНК, третий – сочинением музыки, стихов и другими видами творчества, то очевидно, что ресурсов одной вашей школы для удовлетворения всех этих потребностей недостаточно. Для этого необходимо привлечение партнёров. В то же время самой школе придется мобилизовать собственные ресурсы, чтобы высвободить определённое пространство для самореализации учащихся не в ущерб подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Учитывать не только способности, но и возможности

При этом важно учитывать не только способности детей, но и их возможности, в том числе особенности здоровья. Очевидно, что если ребёнок передвигается в инвалидной коляске, то никому в голову не придёт заставить его бежать кросс 3 километра. Что-то надо делать иначе, чтобы таким детям было учиться и комфортно, и результативно.
Кроме детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в поддержке и помощи, у нас есть одаренные ученики, достигающие невероятных результатов. Понятно, что девочка, которая готовится к участию в Олимпийских играх по художественной гимнастике, очевидно, не сможет посещать уроки вместе со всеми – у нее свой график жизни. Учёт особых образовательных потребностей и конкретных жизненных ситуаций заставил сделать нашу систему более гибкой.

Расскажу любопытную историю на эту тему. У нас в школе есть бассейн, и каково было моё удивление, когда я получил заявление от мамы одной ученицы: «Прошу отменить уроки плавания для моей дочери».

«Как же так?! Отказаться от бесплатных занятий в школьном бассейне? Это же отличная возможность!» – думал я. Мои сомнения развеялись при встрече с мамой, которая рассказала, что ее дочь занимается синхронным плаванием 6 раз в неделю, поэтому занятия в школьном бассейне для нее излишни. При этом девочка любит читать, но, учитывая её плотный график и интенсивные тренировки, у неё не хватает на это времени. И мы составили для нашей спортсменки индивидуальный план. Она приносила из спортивной школы справку о своих занятиях, и мы ей засчитывали максимальную отметку по плаванию. Благодаря такому подходу у нее освободилось время для чтения любимых книг.

Понятно, что в этом случае возможность заниматься по индивидуальному плану позволила нам более чутко отреагировать на запрос ребёнка. Но таких детей со сверхспособностями, равно как и детей с ОВЗ, в школе не так уж много.

А возможна ли индивидуализация для всех в массовой, большой школе? Нам удалось это осуществить. Опытом нашей школы я поделюсь в своей следующей статье.

Алексей Голубицкий,

директор «Школы будущего», с. Большое Исаково