Новости "Эврики"

Наталья Типенко: Финансово-экономический механизм в образовании невозможно выстраивать в отрыве от общих «правил игры» в «большой экономике»

23 мая 2020 года на общероссийском экспертном сетевом семинаре «Инициатива ФГОС 4.0: экономика образования» директор ООО «Центр универсальных программ» Наталья Типенко выступила с докладом «Особенности новых финансово-экономические механизмов для новых ФГОС».

Наталья Типенко отметила, что мы не умеем измерять результаты и не знаем, что им является. Также по её словам, на образование сильно влияет бюджетные формы, реализуемые в стране.


Прежде чем предлагать что-то новое и планировать изменения существующего порядка финансово-экономического механизма (ФЭМ), который должен обеспечивать новое содержание ФГОС, Наталья Типенко предложила рассмотреть его особенности, значимые для предполагаемых изменений.


А именно:
  1. ФЭМ – инерционные институты, меняются с трудом и очень долго. Нормативы, как способ финансирования учреждений образования, присутствовали в законе об Образовании 1992 года. А вводиться массово стали только через 20 лет.
  2. ФЭМ в образовании невозможно выстраивать в отрыве от общих «правил игры» в «большой экономике». Если у нас в экономике тренд на централизацию и усиление контроля во всем, то выстраивать механизмы децентрализации и развития самостоятельности как условия успешной реализации ФГОС не приходится. Централизация и отсутствие самостоятельности будет развиваться и здесь, даже при всей малой эффективности такого способа управления.
  3. ФЭМ предполагает различные источники финансирования: бюджетные и внебюджетные средства. 20 лет назад в программах экономических реформ делался упор на привлечение средств домохозяйств в систему образования. Население оплачивает только дополнительное образование и преимущественно в начальной и старшей школах (подготовка к экзаменам). Доля негосударственных школ долгие годы не превышает 2% и не растет, число учащихся в частных школах менее 1% (0,77%).
  4. Развитие различных форм по степени самостоятельности учреждений. Проведенная реформа бюджетных учреждений, выделение среди них автономных, бюджетных и казенных должна была зафиксировать различную степень финансово-экономической свободы учреждений и тем самым повысить эффективность использования средств бюджета.
  5. Новое направление реформ – попытка привлечь внебюджетный сектор к выполнению услуг и работ. То есть для выполнения заданий в социальной сфере за средства бюджета будут привлекаться на конкурсной основе некоммерческие предприятия. Это основная идея законопроекта о социальном заказе.
  6. Важный вопрос, сколько будут стоить новые ФГОС, давайте посчитаем все необходимые затраты. Здесь два пути – устанавливать натуральные нормы: число компьютеров на учащегося, скорость интернета, предельная наполняемость классов (число учащихся на одного преподавателя) и др. И Производить расчет стоимостных норм или нормативов, которые должны покрывать стандартный ( нормативный) набор условий предоставления стандарта по новому ФГОС. Какой путь лучше?
  7. Но тем не менее, требования к оснащенности, обеспеченности, укомплектованности надо вводить в стандарты и возможно в САНПиНы, учитывая новые характеристики учебных процессов, а, следовательно, и повышенной стоимости услуг.


Подводя итог, эксперт привела слова известного экономиста, специалиста в области институциональной экономики В.Л. Тамбовцева: «Практически любые рациональные действия, помимо тех целей, на которые они изначально направлялись, сопровождаются дополнительными, не планировавшимися заранее последствиями».

Актуальная программа и материалы семинара доступны по ссылке.

Презентации спикеров.