Новости "Эврики"

Школа на замке: как самоизоляция изменит систему образования

Для растущего рынка онлайн-образования текущий кризис – возможность выйти на широкую аудиторию. Но удастся ли компаниям сохранить новых клиентов после возвращения школ к обычной жизни?

До наступления пандемии коронавируса онлайн-сервисы в России по большей части занимались дополнительным школьным образованием – подготовкой к ЕГЭ и языковыми курсами. Игроки рынка практически не воспринимали государственное школьное образование как отрасль, открытую для бизнеса. Подготовка к ЕГЭ и курсы иностранного языка, напротив, свободны от строгих регламентов, и спрос на них не быстро, но уверенно рос: согласно исследованию ВШЭ, в 2016 году рынок онлайн-репетиторства оценивался в 3,6 млрд рублей, а уже в 2019 году, по данным исследования «Нетологии», он вырос почти втрое – до 10 млрд рублей.

Казалось, что с классическим школьным образованием все сложнее. Как правило, государственная система не способна к быстрым переменам, а большинство регионов не имеет ресурсов для модернизации. Однако нельзя сказать, что государство полностью игнорировало возможности обучения онлайн. В 2016 году в Москве запустился МЭШ, «Московская электронная школа» – электронная библиотека с учебниками и записями уроков. Доступ к архиву бесплатен, и учителя могут пополнять его самостоятельно. Замысел проекта получил положительную оценку американского образовательного сообщества.

Частные компании также изредка участвовали в проектах государственной системы школьного образования. Среди них электронный школьный журнал «Дневник.ру» и олимпиады от Foxford. Однако пока это были вспомогательные сервисы, не претендующие на замену школьного урока в классе. По прогнозам ВШЭ, доля онлайн-обучения в школах относительно рынка в целом должна была достичь 1,5% к 2021 году. Однако с поправкой на режим самоизоляции тенденция заметно усилится.
Неожиданный стимул и ожидаемые преграды

Полная домашняя изоляция учеников заставила школы экстренно искать решения для удаленной учебы. Министерство просвещения рекомендовало школам перейти на дистанционное обучение с 14 марта. Пока государство предложило единственный формат для некоторых регионов – платформу «Моя школа в online». Однако возможности проведения полноценных уроков ограничены: школьники могут лишь пользоваться материалами из стандартных учебников и общаться с учителями по электронной почте. Недавно на платформе появились вебинары, позднее планируется запуск образовательного телеканала с трансляцией уроков.

Полному переходу школы в онлайн мешают проблемы с доступом к интернету, особенно в регионах. Согласно недавней статистике, только 75% российских семей пользуются широкополосным интернетом. В селах доступ к интернету есть лишь у каждой третьей семьи. Другая проблема – недостаток техники для учебы: по данным Росстата, 27,6% российских семей не имеют дома компьютера. Учитывая, что на удаленку вынуждены были отправиться и взрослые, процент учеников, получивших в распоряжение ПК и планшеты для учебы, еще ниже. Причем речь не только об отдаленных населенных пунктах, – недостаток техники отмечается даже в городах-миллионниках. Несколько недель назад губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на своей странице во «Вконтакте» попросил горожан поделиться компьютерами и гаджетами для семнадцати тысяч детей из малоимущих семей.