«Именно авторские школы – это зоны возможного поиска, зоны встречи с неожиданным, зоны проверки того, насколько образование может вмещаться в прокрустово ложе унифицированных стандартизированных программ. Они всегда будут создавать зону ближайшего и вариативного развития культуры», – убежден эксперт.
Асмолов выделил две типологии авторских школ:
- инструментальные авторские школы, в которых появился неповторимый метод как инструмент, который можно тиражировать в другие школы (школа Лысенковой, школа Шаталова);
- культурологически ценностные школы – точки трансформации мира (школа диалога культур Библера, школа Штайнера, школа Эльконина–Давыдова). За ними стоит трансформация мировозрения эпохи, другое видение и переосмысление реальности. Эти школы, транслируя ценности, несут мощный потенциал социокультурных инноваций. Бросая вызов своему времени, они встречают сопротивление сознания, вызывая идеологические дуэли. На них распространяется то, что в истории культуры называется феноменом лишнего человека.
Александр Асмолов обратил внимание на то, что авторская школа являет собой школу персонализации, в ней заложена персональная программа личности ее создателя, которую невероятно трудно транслировать.По мнению Асмолова, диалог, который получился на клубе – это продолжение жизни авторов школ.
Авторские школы живут в их последователях и продолжают жить в том, что происходит сейчас в Сети сетей.