Новости "Эврики"

5 вопросов, о которых важно подумать

до того, как сформировать методологию проектирования образовательных результатов


13 мая с 11.00 до 11.15 проректор по развитию МГПУ Кирилл Баранников выступит с сообщением «Результаты образования в «Инициативе ФГОС 4.0» на онлайн-семинаре, который проводит Институт проблем образовательной политики «Эврика».

1. Почему нужно говорить о образовательных результатах?

Еще не так давно образовательные результаты находились вне поля образовательной риторики и политики. Ключевым атомом образования оставалось время – часы, уроки, учебные годы – внимание было сосредоточено на процессе. Пристальные взгляд системы регулирования фокусировался на том, что происходит, а не какие результаты достигаются. С конца двадцатого века, с развитием концепции так называемого «образования, основанного на результатах» (outcome-based education, OBE) ситуация в образовательной политике стала меняться. Органичный и быстрый вход категории результатов в политический и дидактический дискурс связан с тем, что образовательные результаты позволили для такой нетехнократичной и неопределенной сферы, как образование, сферы развития человеческого потенциала, обозначить «точки сборки», при этом повысив уровень внутренней свободы системы.

Для макроуровня, сферы общества и государства результаты становятся эссенцией воспроизводства – с одной стороны, культурной передачи, а с другой формулировки целей развития. Для сферы бизнеса, профессии, несмотря на отсроченный во времени эффект школьные результаты задают будущие профессиональные привычки, формируют культуру и мышление, которое оказывается продуктивно и для корпоратов, и стартаперов. Для сообществ – друзья, семья, в которых живет человек, результаты формируют универсальные компетентности – коммуницировать, мыслить критически, придумывать, быть настойчивым и другие.

Сила результатов в том, что работая проводниками разных пространств, они остаются очень персональными, очень связанными с его личностью.


2. Где рождаются и живут результаты?

Несколько контекстов создают источники для возникновения результатов. Возникающие результаты не всегда формулируются целенаправленно, но скорее интегрируются в ходе проектирования стандартов или куррикулумов.


Центральный блок схемы задает контур регулирования, т.е. жизни стандарта.

3. Какие принципы проектирования современного содержания образования?

В основе дизайна образовательных результатов лежат следующие принципы:

  • Дети и их потенциал приоритетнее предзаданных программ, форматов, процедур, что означает: личность ребенка – мотивы, интересы, особенности – важнейший источник проектирования и реализации индивидуальных треков его развития.
[ Реальным выражением принципа становится:
         • индивидуализация и персонализация образования,
         • внедрение системы тьюторского сопровождения,
         • модульность и вариативность образовательных программ ]
Международные кейсы: Summit School
  • Деятельность и ее продукты приоритетнее заучивания: это означает: мышление, эмоциональная сфера и коммуникация развиваются в процессе деятельности активного вовлечения ребенка, а не пассивного прохождения тем разных учебных предметов, учить – значит действовать.
[ Реальным выражением принципа становится:
         • применение деятельностного подхода,
         • использование проектных форм обучения,
         • построение междисциплинарной системы обучения]
Международные кейсы: AltSchool, CleanED, School in the Clouds
  • Экосистема и взаимодействие ее элементов между собой приоритетнее локальных фрагментов, что означает: школа является агрегатором и центром сборки данных о различных видах деятельностях ребенка, помогая выстроить целостный трек развития.
[ Реальным выражением принципа становится:
         • построение интеллектуальных цифровых платформ,
         • создание системы накапливаемых цифровых следов ребенка,
         • сетевая инфраструктура образовательной программы ]
Международные кейсы: Think Global School, BrightWorks School
  • Возможность изменения приоритетного предначертанного плана, что означает: школа не застывшая данность, но живой организм, исследующий себя, внедряющий изменения, учитель настроен на ребенка, слушает его, собирает обратную связь и совместно с ребенком, семьей корректирует трек его развития
[ Реальным выражением принципа становится:
        • гибкие методы управления школой и классом,
        • action research в школе,
        • адаптивное образование на основании обратной связи ]
Международные кейсы

4. Как устроены современные модели образовательных результатов?

Анализ международных стандартов позволяет фиксировать, что среди объектов содержание образование выделяется четыре элемента: компетенции, образовательные результаты, контент, ценности. Ценности не попадают в зону регулирования и чаще всего носят декларативный характер.

Среди моделей формулировки образовательных результатов выделяется три.


В связке с образовательными результатами живут таксономии, которые задают справочники глаголов для формулировки результатов. В настоящее время существует несколько наиболее распространённых: Bloom and Anderson, Wiggins and McTighe, Biggs and Collins, Morzano. Подобный таксономии не применяются для стандартов напрямую, однако могут служить как прототипы.

5. О каких вопросах надо думать формулирую методологию?

Методология проектирования образовательных результатов должна в том числе дать дополнительную силу для ответа на вопросы:
  • как соотносить компетенции и образовательные результаты;
  • как соотносить образовательные результаты и контент;
  • как взаимообусловлены образовательные результаты и большие идеи;
  • должно ли быть разделение результатов на типы;
  • критерии продуктивных формулировок результатов;
  • какие результаты должны регулироваться, какие нет;
  • какой должна быть модель регулирования с учетом высокой степени неопределенности сферы образования и при этом необходимости государственных гарантий.