Новости "Эврики"

Договор как один из регуляторов в современном образовании


13 мая состоится онлайн-семинар, который проводит Институт проблем образовательной политики «Эврика». В семинаре примет участие Татьяна Ковалева, президент Межрегиональной Тьюторской ассоциации.

В логике деятельностного подхода, в контексте которого мы разворачиваем проект построения современного образования, именно деятельность определяет развитие человека. Она разворачивается через конкретные действия растущего человека, в которых и происходит становление его субъектности.

В своем докладе А.Б. Воронцов указывает, что действие «с точки зрения деятельностного подхода предполагает определенную степень самостоятельности и инициативности (т.е. субъектности) того ребенка, который первоначально может усвоить нечто новое только в совместной коллективной деятельности со взрослым и сверстниками». Соглашаясь с этим утверждением, я хотела бы напомнить о третьей (не менее важной!) характеристике субъектного действия – «ответственности», которая изначально обсуждалась в работах Б.Д. Эльконина о характеристике субъектности как одна из трех характеристик, представляющих полноценное субъектное действие: самостоятельность, инициатива, ответственность.

Итак:

  1. Говоря о любом субъектном, а не исполнительском, действии (включая учебное), необходимо кроме инициативы и самостоятельности учитывать определенную степень ответственности, которую человек берет на себя, реализуя это действие.
  2. Ответственность традиционно представляется в педагогике, как правило, в логике «ты должен», но это упрощенное и редуцированное представление. Ответственность прежде всего связана с осознанием человеком своих определенных полномочий, видения границ своего действия, возможностью делать выбор в создавшейся ситуации и даже правом на риск. В связи с этим человек, проявляющий определенную инициативу и готовый ее самостоятельно реализовать, в то же самое время не может не осознавать границы ее применения и риски, связанные с ее реализацией.
  3. Понимая значимость этой характеристики субъектного действия, необходимо в образовании создать такие условия, которые позволяли бы школьнику в процессе реализации его инициативы и формирования самостоятельности осмысливать ту ситуацию, которую порождает реализация этой инициативы, а также повышали бы на каждом этапе этого процесса уровень его ответственности.
  4. Одним из эффективных регуляторов этого процесса является Договор, который может заключаться между всеми субъектами современного образовательного процесса (учеником, учителем, классным руководителем, родителями…). Важным условием принятия такого Договора может стать обсуждение ответственности за его реализацию, степень которой также будет усиливаться по мере увеличения доли самостоятельности учебных действий.
  5. Примерами реализации таких договорных отношений в школе могут служить различные кейсы как альтернативных, так и государственных (инновационных) школ, как российских (школа самоопределения (№ 734) имени А.Н. Тубельского, школа «Эврика-развитие» г. Томска, школа «Универс» г. Красноярска, Гуманитарный лицей г. Ижевска и т.д., так и зарубежных (Вальдорфские школы, школы Монтессори, Френе и т.д.). Этот опыт может быть специально проанализирован и обобщен с целью составления рекомендаций различных типов договорных отношений в соответствии с возрастной периодизацией и степенью самостоятельности конкретных учебных действий в образовательном процессе.