18 декабря состоялось очередное заседание экспертного клуба «Норма и деятельность» на тему «Индивидуализация: от принципа к программе».
Открывая заседание, Александр Адамский, научный руководитель «Института проблем образовательной политики «Эврика», сообщил о необходимости расширения понятий индивидуализации и персонализации в сторону создания институтов.
«В Российской Федерации институциональные и структурные реформы тормозят из-за слабости работы институтов, и многие сложные проекты при реализации с трудом удерживаются первоначального замысла», - заметил эксперт. В качестве примера он привел пример ЕГЭ как проекта, который с колоссальным напряжением обеспечивает аттестацию вне школы, объективность, снижение уровня коррупции.
По мнению Адамского, из-за его сложности не состоялась система оплаты труда по результату, сложно проходит цифровизация, особенно в условиях дистанта.
«Не в наших силах повысить эффективность работы институтов вообще, но в наших силах адаптировать образовательные проекты к тому реальному уровню реализации, в который они попадают. Индивидуализация и персонализация должны стать основой для следующего этапа развития системы образования», - уверен Адамский.
Он предложил обсуждать индивидуализацию и персонализацию как универсальный принцип, который должен доминировать в контексте других механизмов образовательной политики, тогда персонализированной станет и экономика, и оценка результатов, и аттестация кадров, и даже СанПиНы.
Завершая свое выступление, Адамский предупредил о необходимости формулировать принципы необходимых образовательных шагов в общественно приемлемой стилистике и транслировать их обществу, придавая медийный характер.
Людмила Боросгоева