С 21 по 25 апреля в Воронеже состоялась очная сессия дополнительной профессиональной программы «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности обучающихся». В ней приняли участие 50 команд, каждая из которых включала трех специалистов: учителя физики, психолога и представителя школьной администрации. Татьяна Кумченко, начальник управления образованием Борисоглебского района Воронежской области, рассказала о том, что было на семинаре.
–На семинаре все участники погрузились в физические эксперименты с использованием современного высокотехнологичного оборудования, попробовали свои силы в разработке и апробации экспериментальных задач. Психологи примерили на себя роль асессоров и спроектировали матрицу оценки экспериментальной деятельности ученика, администраторы делали то же самое, но в отношении оценки деятельности учителя.
–На семинаре все участники погрузились в физические эксперименты с использованием современного высокотехнологичного оборудования, попробовали свои силы в разработке и апробации экспериментальных задач. Психологи примерили на себя роль асессоров и спроектировали матрицу оценки экспериментальной деятельности ученика, администраторы делали то же самое, но в отношении оценки деятельности учителя.
Лично для себя я открыла, что экспериментальная деятельность — это очень хороший ресурс, который в принципе может качественно менять нашу систему образования, потому что эта технология вовлекает учеников в учебный процесс, поддерживая их интерес и любознательность, характерную для детского возраста.
Экспериментальная деятельность предполагает различные форматы работы, в том числе и групповые, в которых дети должны объединяться для решения общей задачи. Семинар оказался очень результативным для участников семинара. Во-первых, никто не остался равнодушен к экспериментальной деятельности; во-вторых, многие участники говорили о том, что они хотели бы развиваться в этом направлении и думают о том, как применить полученные знания на своих уроках.
Экспериментальная деятельность учащихся, в принципе, нам известна, но на семинаре был представлен новый способ ее реализации, предполагающий не только сопровождение психологов и управленцев, но также изменение позиции педагога, не просто транслирующего учебный материал, а поддерживающего и стимулирующего инициативу детей. Если же говорить о внедрении в массовую практику этой инновации с точки зрения администратора, то одним из оптимальных путей должно стать сетевое образование. Это позволит разумно распределить ресурсы и квалифицированные кадры из разных образовательных организаций и даже регионов, компенсируя имеющиеся дефициты.
Экспериментальная деятельность учащихся, в принципе, нам известна, но на семинаре был представлен новый способ ее реализации, предполагающий не только сопровождение психологов и управленцев, но также изменение позиции педагога, не просто транслирующего учебный материал, а поддерживающего и стимулирующего инициативу детей. Если же говорить о внедрении в массовую практику этой инновации с точки зрения администратора, то одним из оптимальных путей должно стать сетевое образование. Это позволит разумно распределить ресурсы и квалифицированные кадры из разных образовательных организаций и даже регионов, компенсируя имеющиеся дефициты.
Осуществлять сетевое образование можно в различных формах, в том числе и дистанционно: например, наблюдение и оценка экспериментальной деятельности может проводиться по видеосвязи. Уникальность этой технологии заключается в том, что она позволяет охватить любое количество детей.
Для использования сетевого образования нужна только соответствующая нормативная база и, конечно, готовность учителей к инновациям.
Что касается введения физики с 5 класса, то это тоже вполне реальная задача. На ознакомительном уровне это возможно сделать и раньше, в начальных классах.
Что касается введения физики с 5 класса, то это тоже вполне реальная задача. На ознакомительном уровне это возможно сделать и раньше, в начальных классах.
Татьяна Кумченко,
начальник управления образованием
Борисоглебского района Воронежской области