В 1989 году государственной комиссией Совета Министров ССР по экономической реформе была попытка введения новых условий хозяйствования, в том числе принцип финансирование по нормативам.
Эксперт отметила, что нормативы финансирования образования так и не были разработаны и введены в действие.
Нормативный подход к организации финансирования образования был заложен в Законе «Об образовании» в 1992 году.

«Рассматривая содержащийся в документах подход к формированию нормативов финансирования образовательных организаций, нетрудно увидеть, – объяснила Шадрина, – что нормативы строились, по существу, от потребности в средствах на обучение определенного контингента, т.е от фактически сложившихся расходов на образование. То есть финансировался учебный план, зарплата учебно-воспитательного процесса, фактически штатное расписание под определенный учебный план».
На заседании Государственного совета 24 марта 2006 г., посвященного проблемам образования, была подчеркнута необходимость формирования новых управленческих технологий и финансовых механизмов, более активного внедрения нормативно-подушевого финансирования. Регионы стали активно разрабатывать методики расчета финансового норматива, а в основании расчета был положен тот же учебный план, т.е. количество уроко-часов.
«В рамках ММСО была вторая попытка пересмотреть подходы к финансовым нормативам и попытка рассчитать на основании средней заработной платы по экономике субъекта, – рассказала Шадрина, – Сейчас в разных регионах сложились разные практики. В основном расчет финансового норматива производится исходя из стоимости учебного плана и не учитывает то содержание, которое есть в актуальных ФГОС. Таким образом, финансовые институты отстают на два шага, от тех требований к результатам, которые заложены в стандарте».
По мнению эксперта, при формировании финансовых условий ФГОС 4.0 необходимо закрепить принцип целостного финансово-экономического пространства, предполагающий единство методологии разработки финансовых нормативов и создание равных условий для получения качественного образования.«Иначе ребенок становится заложником ситуации. Проживая в регионе, где слабо развита экономика, он оказывается на обочине образования, потому что нет необходимых условий для реализации Стандарта», – заявила Шадрина.
Актуальная программа и материалы семинара доступны по ссылке.
Презентации спикеров.Олеся Салунова