13 января состоялся вебинар «Смешанная реальность: театр, медиа, цифра», на котором обсудили инструменты и возможности сцены для познания мира и самопознания ребенка, интеграцию технологий виртуальной и дополненной реальности в учебный процесс, создание необычного вовлекающего интерактивного контента и помощь медиадеятельности в решении психологических проблем подростков. Со вступительным словом о творчестве как образовательной деятельности выступил научный руководитель Александр Адамский. Предлагаем расшифровку.
Поиск путей развития и выход на индивидуальное образование ребенка означает открытие дороги к его внутренним возможностям, с помощью которых он может успешно социализоваться. Задача, которая стоит перед школой, остается постоянной: школа должна подготовить ребенка к жизни.
Поиск путей развития и выход на индивидуальное образование ребенка означает открытие дороги к его внутренним возможностям, с помощью которых он может успешно социализоваться. Задача, которая стоит перед школой, остается постоянной: школа должна подготовить ребенка к жизни.
Когда я пришел преподавать в школу, первое, с чем встретили меня опытные учителя, была фраза: «Дети теперь другие».
Это абсолютная правда. Детство само по себе меняется. Но и дети уже не те. Эта фраза конкретизируется в наших условиях принципиальным различием, которого никогда не было: дети рождаются в той реальности, в которую мы, взрослые, приходим как туристы, – и это уникальная ситуация, которой не было в культуре. Было наоборот: взрослые осваивали культурное пространство, потом туда приходили дети, и мы помогали им осваивать те культурные средства общения с миром, которые предыдущее поколение уже наработало. Опыт предыдущих поколений был одним из основных элементов образования.
Педагогическая революция заключается в том, что дети в некоторых направлениях и компетентностях стали более развиты, чем взрослые. И, хорошо это или плохо, мы, как исследователи, вынуждены констатировать, что число этих направлений и компетентностей будет увеличиваться. Просто по факту, что способы общения с миром и способы коммуникации возникают в момент появления нового поколения, их не было ранее. И это касается не только абстрактных средств общения с миром, не только технических инструментов (и об этом предупреждал Л.С. Выготский еще в 30-е годы), но и профессиональной деятельности.
Педагогическая революция заключается в том, что дети в некоторых направлениях и компетентностях стали более развиты, чем взрослые. И, хорошо это или плохо, мы, как исследователи, вынуждены констатировать, что число этих направлений и компетентностей будет увеличиваться. Просто по факту, что способы общения с миром и способы коммуникации возникают в момент появления нового поколения, их не было ранее. И это касается не только абстрактных средств общения с миром, не только технических инструментов (и об этом предупреждал Л.С. Выготский еще в 30-е годы), но и профессиональной деятельности.
Задача профессиональной ориентации становится практически невыполнимой, потому что никто не знает, какие будут профессиональные деятельности через 7–10 лет. А значит, родительская помощь ребенку в выборе профессий затруднена. И педагогическая тем более.
Поэтому на вопрос «как готовить ребенка к жизни», наше сообщество находит решение этой сложнейшей задачи в развитии индивидуальных способностей ребенка и поиске способов взаимодействия с миром на благо себе, обществу и т.д. Момент поиска продуктивных отношений с миром, или продуктивное действие (используя одно из ключевых понятий теории Бориса Эльконина), приводит к появлению такого продукта, которое является обращением одного человека к другому и связывает человека с культурой, с историей, временем, природой.
Исторически образование возникло в тот момент, когда человек начал становиться человеком и потерял умение передавать способы взаимодействия с миром по наследству. И каждое новое поколение вынуждено было осваивать способы общения с миром заново.
Благодаря обучению совершилось чудо: в один из решающий этапов эволюции самый слабый вид оказался самым сильным. Но сейчас, когда искусственный интеллект может учиться гораздо быстрее, в больших объемах осваивать способы общения с миром и генерировать эти способы гораздо эффективнее, чем человек, сильный вид снова находится перед вызовом.
В истории уже были такие казусы. Один из них – письменность, когда человеку предлагался способ более эволюционного взаимодействия с миром, но интеллектуальный авангард резко отрицательно отнесся к нему. Например, Сократ отвергал письменность и считал, что письменность убивает мышление, а написанный текст – безадресный.
Сейчас студентам написать текст работы ничего не стоит, потому что можно позаимствовать, переделать и выдать за свое.
Исторически образование возникло в тот момент, когда человек начал становиться человеком и потерял умение передавать способы взаимодействия с миром по наследству. И каждое новое поколение вынуждено было осваивать способы общения с миром заново.
Благодаря обучению совершилось чудо: в один из решающий этапов эволюции самый слабый вид оказался самым сильным. Но сейчас, когда искусственный интеллект может учиться гораздо быстрее, в больших объемах осваивать способы общения с миром и генерировать эти способы гораздо эффективнее, чем человек, сильный вид снова находится перед вызовом.
В истории уже были такие казусы. Один из них – письменность, когда человеку предлагался способ более эволюционного взаимодействия с миром, но интеллектуальный авангард резко отрицательно отнесся к нему. Например, Сократ отвергал письменность и считал, что письменность убивает мышление, а написанный текст – безадресный.
Сейчас студентам написать текст работы ничего не стоит, потому что можно позаимствовать, переделать и выдать за свое.
Через 2000 лет мы видим, что письменный текст убивает мышление и становится не только безадресным, но и безавторским. Это означает, что потребность обратиться к другим важно развивать и культивировать другими способами.
Величайший российский философ Ф.Т. Михайлов в своей книге «Загадки человеческого Я» пишет, что момент обращения одного человека к другим людям и есть акт развития, поэтому творчество является способом обучения ребенка обращаться собой к другим людям. Потребность такая есть. Но мы сейчас проживаем кризис принятых, укорененных способов обращения. Например, написание текстов или решение задач по физике и математике. Произвольное продуктивное действие обращаться со своим содержанием и есть предмет содержания образования. Это не способ повышения качества освоения математики, не способ повышения грамотности по русскому языку, не способ освоения иностранного языка. Это особая предметность, которая максимально продуктивно развивается на театральной и медиадеятельности. В книге «Психология искусства» Л.С. Выготский описывает этот процесс на механизме присваивания понятий: искусство не менее продуктивный способ обучения и отношения с миром, чем наука. Но это зависит от конкретного человека.
Дети разные: для кого-то появление внутри себя, например, медиадеятельности как способа обращения к другим соразмерно появлению медиадеятельности в культуре. Развитие мышления через творчество, искусство, театральная деятельность и медиадеятельность, создание цифровых продуктов является способом образования тех результатов, которые необходимы для успешной социализации ребёнка.
Дети разные: для кого-то появление внутри себя, например, медиадеятельности как способа обращения к другим соразмерно появлению медиадеятельности в культуре. Развитие мышления через творчество, искусство, театральная деятельность и медиадеятельность, создание цифровых продуктов является способом образования тех результатов, которые необходимы для успешной социализации ребёнка.