Контент-анализ медиасферы по направлению «Образовательная политика» с 15 по 22 ноября 2020 года
Доминирующие темы анализируемого периода в медиасфере:
Официальные новости.
Организация образовательного процесса в условиях COVID-19.
Оценка качества образования (ЕГЭ/ВПР/олимпиады/результаты исследований).
ФГОС. Воспитательная деятельность. Национальный проект «Образование».
Цифровые форматы в образовании. Смешанное обучение.
Профессиональное образование.
Региональные новости.
Кадровый потенциал системы образования. Социальная поддержка педагогов.
Ключевые события недели: Кейс официальной хроники и законодательных инициатив на уходящей неделе был насыщен материалами (сохранение упрощенного порядка лицензирования, аккредитации и аттестации педагогических кадров; предложения о проведении обязательной медицинской экспертизы образовательных программ, введении единых сроков каникул в период многодневного голосования, продление действия постановления Роспотребнадзора по профилактике коронавирусной инфекции до 1 января 2022 года, внесение законопроекта о просветительской деятельности).
Вопросы организации образовательного процесса в условиях COVID-19 освещались с точки зрения анализа статистики заражений и заболеваний в школах, принятия решений о продлении каникул, отмене (вводе) дистанционного формата занятий, продлении учебного года и переноса начала 2021–22 учебного года на 1 октября. Важными с точки зрения осмысления возможных негативных последствий коронавирусного периода в общемировом образовательном пространстве стали выводы нескольких опубликованных исследований (в том числе тексты Детского фонда при Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ)).
Тема оценки качества образования обсуждалась в связи с заявлением Рособрнадзора о переносе сроков сочинения выпускников, инициативой профсоюза работников образования «Учитель» об отмене федеральных оценочных процедур в 2021 году. Эти и горячие темы были освещены А. Музаевым в развернутом эксклюзивном интервью «Российской газете».
Министерство просвещения России скорректировало структуру нацпроекта «Образование», включив в него новый федеральный проект и исключив те, которые относились к компетенции Минобрнауки. Об этом сообщил первый замминистра просвещения РФ Дмитрий Глушко на профессорском форуме «Национальные проекты и профессорское сообщество». С 1 января 2021 года в России начинается реализация нового федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ».
«В школу приходят новые цифровые образовательные инструменты, технологии, целые платформы. И всё это происходит “как есть”, хаотично, неупорядоченно, бессистемно. Регулирующие органы не имеют четкой информации – как обычные школьные процессы трансформируются в условиях новых цифровых технологий, в условиях тех возможностей, которые получают школы, директора, учителя, учащиеся и их родители». Такие выводы опубликованы на уходящей неделе по результатам проведенного Институтом образования НИУ ВШЭ по заказу Министерства просвещения России мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне.
В Москве родители школьников собрали 30 тысяч подписей под обращением к президенту России Владимиру Путину с просьбой вернуть детей с удаленного обучения в школы.
Многие обратившиеся на горячую линию Союза потребителей России студенты-платники считают, что после перевода на удаленку вуз должен начислять плату за обучение, как на заочном отделении.
Региональные новости на тему образования посвящены в основном обоснованию решений о введении (отмене) дистанционных занятий школьников, обсуждению влияния (отсутствия влияния) очного обучения в школах на темпы распространения коронавирусной инфекции. Напряжение ситуации растет.
Увеличивается количество заболевших педагогов (статистика противоречива). При этом появились публикации о том, что преподаватели учебных заведений отказываются от вакцинации от коронавируса, поскольку эффективность препарата, по их мнению, не доказана.
На этой неделе педагогическое сообщество прощается с педагогом-новатором, народным учителем СССР Виктором Шаталовым.
Рособрнадзор в этом году провел апробацию моделей оценки компетенций учителей начальных классов и руководителей образовательных организаций. Её результаты обсудили в ходе экспертного вебинара, проведенного на уходящей неделе. Продолжаем следить за важнейшими событиями образовательной политики вместе с вами.