События
2021-04-24 18:43 Аналитика

Панельная дискуссия «Цифровые институты, новая природа нормы»

24 апреля в рамках сетевой межрегиональной конференции «Эврика – Авангард» состоялась панельная дискуссия «Цифровые институты, новая природа нормы». Модератором дискуссии выступил научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Он обозначил, что всех собравшихся ждет интересная и сложная работа по объединению трех методологических направлений: онтологии нормы, правовых и цифровых аспектов.

Первое сообщения в рамках дискуссии представил Вадим Чеха, доктор юридических наук, эксперт в сфере образовательного и финансового права. Он зафиксировал, что правовое урегулирование, связанное с цифровизацией, находится в прямой зависимости от современного кризиса системы управления образованием и тех вызовов, которые этот кризис порождают. Далее эксперт перечислил задачи для реформирования системы управления образованием. Он пояснил, что такие масштабные реформы должны проводиться на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях. Вадим Чеха обрисовал контур реформ на федеральном уровне.

Директор Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга ФИЦ ИУ РАН Алексей Семенов представил стратегию цифровой трансформации образования. Он коротко обрисовал понятийную рамку своего выступления и провел параллель между письменной трансформацией времен Платона и цифровой трансформацией нашего времени. Эксперт зафиксировал, что цифровая трансформация – это использование учащимися и учителями цифровых средств, которыми активно пользуются в обществе. Но для реализации этой возможности необходимо внести изменения в содержание, организацию образовательного процесса, нормативно-правовую базу.

Своим выступлением Алексей Семенов породил бурное обсуждение, нужно ли иметь все знания у себя в голове или достаточно грамотно пользоваться различными источниками информации. Есть ли разница между тем, что молодой человек ищет информацию в книге или получает ее с помощью цифровых устройств, в частности смартфона? В продолжении дискуссии Александр Адамский задал вопрос: «Можно ли назвать «знанием» поиск необходимой информации в поисковой системе, может ли это быть новой нормой понятия «знать»? Академик Семенов ответил, что мы живем в то время, когда происходит трансформация традиционного понимания слова «знание». Наличие смартфона, который обладает различным количеством функций по поиску необходимой информации, может сделать работу ученика и учителя намного более творческой, содержательной и преадаптивной, чем это есть сегодня. В рамках этого обсуждения Алексей Семенов предположил, что перспективным направлением образовательных инициатив может стать абсолютно новый, смелый подход в работе с «отстающими» учениками, который будет заключатся в разрешении использования цифровых средств в рамках обучения, чтобы в будущем уравнять их возможности с успевающими школьниками, дать им шанс стать успешными. Александр Адамский дополнил, что оценивание всех потенциальных инноваций будет происходить с учетом культуросообразности и эволюционных изменений.
Геннадий Блинов, методист информационно-методического центра (г. Красноярск) представил модель дельта-протокола. Эксперт обозначил, что протокол нормирования, с одной стороны, должен обеспечить процесс воспроизводства, а с другой – задать дельту развития. Эксперт предложил свое видение перспективных инновационных инициатив в рамках события, которое включает в себя наличие «прибавочного элемента» в статусе протонормы, который заставляет вносить изменения в существующую структуру.

Подводя итоги дискуссии, Александр Адамский попросил всех спикеров на итоговом пленуме сформулировать конкретные предложения в рамках направления развития инновационных проектов и рамку оценивания данных предложений.

Инна Прохорова