Жанна Сугак, соавтор образовательной программы для детей дошкольного возраста «Золотой ключик» и полилингвальной программы «Эврика», директор детского развивающего центра «Золотой ключик», прочитала участникам сессии лекцию о психологических условиях субъектности дошкольника.
Эксперт начала с понятия субъектности. По ее мнению, человек не может быть не субъектен, потому что субъектность – это то, что регулирует его поведение в жизни по отношению к другим людям.
«И в этом смысле надо не столько формировать субъектность, сколько понимать и осознавать, что такое этот самый замечательный человек», – объяснила Сугак.
Эксперт обозначила два определения возраста – паспортный и психологический. Например, ребенку может быть пять лет, а ведет он себя как трехлетка. «Глядя на человека и как он выстраивает отношения с другими, вы можете примерно определить его возраст», – уверена Сугак.
Она рассказала, как однажды мама привела ребенка, которому было 2,7 лет, и говорила, что он отстает в развитии и вообще аутист.
«Представляете, ему еще нет трех лет, но от него уже многого хотят, чтобы он выражал мысли, формулировал предложения по-взрослому! Если люди, которые окружают маленького человека, понимают, что ребенок выглядит как пятилетний, а ведет себя на 3–4 года, надо относиться к нему как к ребенку, которому 3–4 года», – сказала Сугак.
По ее мнению, дошкольник неспособен сравнивать себя с другими, потому что так заложено в психологической системе, и сравнение себя с другими приводит к разрушению, а это для ребенка-дошкольника вещь страшная.
«Нам почему-то кажется, что педагогичность ситуации важна, мы боимся что-то упустить. Мы включаем педагога в каждом удобном случае, а ребенок не готов к тому, что его оценивают и сравнивают с другими. Потому что ребенку в этом возрасте кажется, что его работа самая лучшая, и он не готов к оценке, не хочет ее», – считает Сугак.
В результате когда ребенку говоришь: «Нарисуй», он говорит: «Я не умею», потому что он не хочет подвергаться оценке взрослого человека, которая заведомо может быть неблагоприятной. Особенно, когда к этой оценке подключаются все: и педагоги в детском саду, и семья, и другие люди.
При этом эксперт отметила важность содержательного оценивания.«Неправильно говорить ребенку, чтобы отвязаться, дежурное «Молодец!». Ребенок приходит к вам, чтобы вы отнеслись личностно и с понимаем», – заявила она.
Все это очень влияет на то, что будет с человеком в ближайшем будущем. Например, в младшем школьном возрасте ребенку, которого постоянно оценивали в детском саду, трудно будет учиться в школе, ведь школа держится на оценочной системе, и тогда ребенок снова попадает в ситуацию, где ему некомфортно.
Жанна Сугак напомнила, что ведущая деятельность в детском саду – это игра: в нее можно упаковать любые другие активности, которые есть в детском саду. Но у ребенка должна быть готовность к игре.
Истоками игры являются общение и предметно-манипулятивная деятельность.
«Ребенок сначала должен попробовать себя в свободной деятельности – в лепке, рисовании, конструировании, в экспериментах с водой и с песком, с природными материалами. Но для того, чтобы ребенок стал волшебником, нужен взрослый, который поможет встроиться в мир, которым можно управлять. Он должен видеть, как играют, потому что игра не появляется просто так», – объяснила Сугак.
Например, если взрослый поет, то и ребенку захочется петь. Но если нет опыта, в который ребенок погружен, игра не состоится.«В игре ребенка должно отражаться то содержание, которое дает взрослый, – уверена Жанна Сугак. – Если ребенок не играет в то, что дают педагоги на занятиях, значит, это дается слишком сложно и не становится содержанием игры».
И в этом смысле именно взрослые виноваты в том, что дети не читают, потому что они не сделали так, чтобы чтение стало интересным, они придумали какие-то правила для чтения, что надо прочитать столько-то слов в минуту, или они предлагают неинтересные тексты, или сами читают без выражения.
Почему игра важна? Ребенку-школьнику она помогает усваивать материал. Ребенку-подростку – реализовывать себя.
Эксперт также перечислила поведенческие паттерны, за которыми лежит целый детский мир и мир семьи:
- Непослушный ребенок
- Своенравный
- Замкнутый
- Застенчивый
- Обидчивый
- Плаксивый
- Демонстративный
- Ябеда и др.
«И таких характеристик много, потому что «взрослые люди обвиняют ребенка в том, что они сами сделали с ним».
«Я часто слышу взрослых, которые обижаются на детей. Если вы способны обижаться на детей, то с этим надо что-то делать. Ребенок-то переживет. Но вы сами себя разрушаете. Разрушающий себя взрослый – это очень обидно, – считает Сугак. – Счастье – когда вы понимаете, что человек – не пешка, у него есть свои особенности, он нуждается во внимании к себе. Именно поэтому должно быть сначала человеческое отношение, а потом содержание, которое укутывается в человеческое отношение».Олеся Салунова