В ходе проведения стратегической сессии «Модели развития образовательных институтов в ситуации глобальных перемен» состоялась работа проектных групп.
В проектной группе «Смешанное обучение в общем образовании: модели, технологии, условия» (модератор: Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование») состоялось обсуждение в двух подгруппах «начальная школа» и «основная школа» процесса «запуска» новой школьной жизни в нелинейном формате.
В проектной группе «Развитие внешкольного образовательного пространства (расшколивание)» (модераторы: Алла Антонова, директор Института проблем образовательной политики «Эврика» и Елена Осипова, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика») состоялось представление и экспертное обсуждение кейсов.
С установочным сообщением «Расшколивание: новые форматы и задачи» выступила Елена Осипова. Опыт расшколивания образовательной среды в городе Красноярске представлен Ириной Осетровой, директором МАОУ Лицей № 9 «Лидер», Александром Лазутиным, директором МАОУ Гимназия № 5 и Викторией Стеблецовой, заместителем директора МАОУ Гимназия № 5.
В ходе работы группы состоялась коллективная работа «Карта идей по расшколиванию», где участники фиксировали основные смысловые тезисы процесса расшколивания по основным разделам: содержание программ, картирование, оценка результатов, сетевое взаимодействие, форматы и технологии, события.
В проектной группе «Дошкольное образование в новых условиях: виртуальный (полилингвальный) детский сад как возможная форма непрерывности в деятельности дошкольника» (модераторы: Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» и Елена Непомнящая, старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорска Красноярского края) состоялось обсуждение проблематики развития дошкольного образования в современных условиях.
С базовым докладом «Дошкольное образование: о чем нужно думать на следующем шаге развития?» выступил Роман Селюков. Елена Непомнящая в докладе «Дошкольное образование в новых условиях: виртуальный (полилингвальный) детский сад как возможная форма непрерывности в деятельности дошкольника» представила практические кейсы организации развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста в дистанционном формате.
В микрогруппах была организована проектная работа над следующими задачами:
- создание организационных условий для обеспечения участия семей дошкольников, не посещающих по тем или иным причинам детский сад, в реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- внедрение эффективных технологий реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, прежде всего обеспечивающих развитие дошкольников в ведущей деятельности (деятельности, обеспечивающей наибольшее развитие ребенка в конкретном возрастном периоде);
- создание системы опережающего консультирования семей по вопросам разворачивания и сопровождения развивающей деятельности дошкольника дома;
- создание механизмов безопасного и возрастосообразного для дошкольников дистанционного образовательного взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников.
Завершилась стратегическая сессия «Модели развития образовательных институтов в ситуации глобальных перемен» итоговым пленарным обсуждением.
Результаты работы проектной группы «Смешанное обучение в общем образовании: модели, технологии, условия» представили Татьяна Юстус, исполняющий обязанности директора МАОУ Красноярская университетская гимназия № 1 «Универс» и Светлана Савенко, директор МАОУ Средняя школа № 143.
По мнению участников проектной группы, новый учебный год в основной школе необходимо начать с рефлексии школьников дистанционного формата обучения в школе, чтобы вывести не вопрос – чему я научился и научился ли? Следующим шагом может стать совместное проектирование педагогами (возможно, с привлечением родителей) и детьми процесса запуска смешанного обучения. В начальной школе может иметь место игровой квест, позволяющий проявить ребенку, какими ресурсами он овладел во время дистанционного обучения, а также обеспечить места для совместного и индивидуального проектирования деятельности при условиях смешанного обучения.
Результаты работы проектной группы «Развитие внешкольного образовательного пространства (расшколивание)» представил Александр Лазутин, директор МАОУ Гимназия №5. В ходе работы группы обсуждался вопрос оценки результатов – кто должен оценивать школьников в системе расшколивания? В первую очередь, это должен быть тьютор (или куратор), но большая ответственность по оцениванию ложится и на мастера, профессионала, которые участвуют в сетевом взаимодействии по реализации приемов расшколивания. Важно было понять, как грамотно оформить сетевое взаимодействие, чтобы не только учитывать оценки профессионалов, но и оплачивать их работу.
Результат обсуждения задачи в проектной группе «Дошкольное образование в новых условиях: виртуальный (полилингвальный) детский сад как возможная форма непрерывности в деятельности дошкольника» по включению детей, не посещающих детский сад, в образовательный процесс представила Татьяна Руфьева, представитель МБДОУ № 314. По мнению участников группы, нужно начинать работать с педагогами, но иметь в фокусе внимание родителей, также необходимо формировать сеть детских садов, которые готовы начать работу по формированию смешанной модели образования в детском саду.
Относительно задачи включения семей дошкольников, не посещающих детский сад, в реализацию основной образовательной программы дошкольного образования детского сада результаты работы группы представили Мария Хохлова, заведующий МАДОУ № 50 и Светлана Арндт, старший воспитатель МБДОУ № 264:
- Возможно подключение ребенка и родителя к деятельности в группе детского сада онлайн, если ребенок не посещает в данный момент детский сад (ограничение – неготовность педагогов).
- Узкие специалисты все равно индивидуально работают с детьми, почему бы не использовать онлайн инструменты.
- Если у учреждения есть банк видеоматериалов – можно его предложить родителям детей, не посещающих детский сад.
- Какую-то часть событий детского сада продумывать в онлайн, но это требует проектирования.
Подводя итог стратегической сессии, Александр Адамский выделил три важных момента:
- Комфортно обсуждать сложные вопросы с педагогами, которые уже погружены в реализацию инновационных проектов, что позволяет назвать общий уровень обсуждений достаточно высоким;
- Сейчас уже осуществляется переход к институциональным форматам обсуждений – что является, в первую очередь, управленческим вопросом. Массовость инновационной практики – залог развития системы образования;
- Фокус обсуждений – представление результатов, которое дает смешанное обучение, онлайн обучение, расшколивание, полилингвальность. Проектные практики, инновационные практики повышают уровень общего образования.
Иван ТРИФОНОВ