01.06. Президент России Владимир Путин одобрил инициативу по созданию общероссийского детского движения «Большая перемена». Свою позицию глава государства выразил в видеообращении по случаю Международного дня защиты детей.
01.06. Сенаторы предложили Минпросвещения рассмотреть идею об организации бесплатного горячего питания для студентов средних специальных учебных заведений. Соответствующее письмо отправлено в ведомство, рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Наталия Косихина изданию «СенатИнформ».
По ее словам, многие ученики приезжают в города из сельской местности, живут в общежитиях и не имеют денег на полноценные обеды.
02.06. Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова приняла участие в заседании Комитета Госдумы по молодежной политике, на котором обсуждалось создание российского движения детей и молодежи «Большая перемена».
По словам сенатора, новая организация призвана прежде всего открыть окно возможностей для реализации инициатив самих ребят.
2. Выход России из Болонской системы
31.05. Отказ от Болонской системы образования обусловлен новыми условиями, в которых оказалась Россия, а также тем, что ее внедрение не привело к достижению определенных целей по качеству образования. Об этом сообщил во вторник ТАСС глава Минобрнауки Валерий Фальков.
31.05. Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой опасается, что выход из Болонской системы сократит влияние России в мире и ударит по бюджетам вузов. Такое мнение он высказал в статье, опубликованной во вторник в «Российской газете».
31.05. После выхода России из Болонского процесса разработка нового закона об образовании займет не менее года. Такие сроки озвучила глава Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Лилия Гумерова в интервью телеканалу «Вместе-РФ».
Для создания закона необходим взвешенный, согласованный подход, вдумчивое обсуждение с научным, ректорским сообществом, учет потребностей экономики. «Нужно слышать студентов, родителей – только тогда этот закон будет отвечать всем запросам, которые сегодня есть», – сказала она.
01.06. России не стоит возвращаться к советской системе образования, необходимо «двигаться вперед», при этом сохраняя наработки в этой сфере, считает помощник президента, бывший глава Минобрнауки Андрей Фурсенко.
«Единственное, что мы должны понять: надо двигаться вперед, а не пытаться возвращаться назад. Даже если это кажется нам очень интересным. Но если мы туда вернемся, то поймем, что там не только это», – сказал Фурсенко, добавив, что в нынешней российской системе образования достаточно бережно сохранены и используются наработки СССР, а также элементы, сложившиеся в 1990-е годы.
02.06. Глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что выход России из Болонской системы не предполагает запрета бакалавриата и магистратуры.
«Речь не идет о том, что мы в одночасье вдруг отменим все, с чем жили больше 20 лет, и вернемся только к специалитету. Вовсе нет. Будут и бакалавриат, и магистратура», – пояснил Фальков.
Министр назвал три причины, по которым необходимо сохранить данный формат. Так, первой причиной он назвал мнение выпускников, для которых такая система является знакомой и актуальной.
Второй причиной стали россияне, уже получившие степень бакалавриата. По словам Фалькова, они не смогут продвигаться по карьерной лестнице без прохождения магистратуры, поскольку к должностям есть квалификационные требования.
«Ну и, наконец, третий аргумент – иностранные студенты. Для них это понятная система, они могут приезжать учиться и потом возвращаться к себе, продолжать обучение», – отметил министр.
02.06. Россия при выходе из Болонской системы должна учитывать права студентов, которые получили образование по правилам этой системы. Такое мнение высказал глава комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев на заседании расширенного совета Российского союза ректоров в четверг.
«Мы практически обнуляем Болонскую систему. Мы, забывая о ней, не должны забыть о правах тех студентов, которые получили в результате Болонской системы соответствующие дипломы: бакалавры и так далее», – отметил Кабышев.
02.06. «Образование – это такая сфера, в которой нужно делать очень все постепенно. Не надо было ее ломать. Кто хочет через четыре года выйти из инженерного вуза, получает диплом. И потом дальше думает, что ему делать, как быть. Но он, конечно, не станет конструктором авиационных двигателей и самолетов. Я – за разнообразие, – объясняет свое кредо научный руководитель Института океанологии РАН, академик РАН, заведующий кафедрой газовой и волновой динамики МГУ Роберт Нигматуллин. – А у нас же думают, что сейчас перейдем на Болонскую и заживем. Или сейчас ее отменим и заживем, вернемся к своей, к советской системе. В конце концов, ведь форма не так существенна. И проблема нашего образования не в Болонской системе».
02.06. Новая система высшего образования в случае отказа от Болонской может быть внедрена в России довольно быстро. Об этом заявил руководитель Минобрнауки Валерий Фальков.
По его словам, на будущий учебный год контрольные цифры приема абитуриентов уже распределены, поэтому прямо сейчас радикальные изменения невозможны.
«Как это обычно бывает, университеты сейчас, исходя из нашего широкого обсуждения, будут, с одной стороны, вносить изменения в соответствующие программы, и это уже так или иначе будет соотноситься с началом нового учебного года, с другой стороны, есть процедуры открытия новых образовательных программ, разработка стандартов. <...> Практика показывает, что это все достаточно быстро. Очень важно вектор задать», – сказал министр.
03.06. Формально выходить РФ из Болонской системы необходимости нет ввиду того, что страна не подписывала документов, заявил РИА Новости президент Российского университета дружбы народов, бывший глава Министерства образования Владимир Филиппов.
«Выйти из Болонского процесса невозможно, потому что Россия не подписывала никакого документа, у нас нет обязательств», – пояснил он.
Кроме того, как уточнил Филиппов, система образования, которая была в Советском Союзе, по большинству черт на сегодняшний день малоэффективна.
3. Общее образование
30.05. «Выпускной по цене самолета», «дальше только космос» – такими высокими эпитетами родители выпускников награждают праздник последнего звонка в школе. И вот еще новость – выпускной подорожал на 30%.
31.05. Подведены итоги Азиатской олимпиады по физике (APhO 2022), в которой участвовали представители более чем 20 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2022 году страной-организатором выступила Индия. Олимпиада проводилась в дистанционном формате, российская сборная участвовала в конкурсных испытаниях на площадке Московского физико-технического института. Всего российские школьники завоевали восемь медалей.
01.06. С 1 июня стартовала совместная программа Ростуризма и Минфина, в рамках которой планируется отправить около 100 тысяч учеников 5–9-х классов и их родителей в бесплатные поездки в России.
02.06. Планшеты на отечественной операционной системе «Аврора» должны появиться в российских школах, сроки внедрения пока обсуждаются. Об этом рассказал глава Минцифры Максут Шадаев, слова которого приводятся в Telegram-канале министерства.
03.06. Рост цен на учебники в 2022 году может обогнать инфляцию (а она прогнозируется на уровне 17,5 процента), сообщает «Газета.ру» со ссылкой на экспертов сервиса «Актион Образование».
По закону государство полностью обеспечивает детей учебниками, однако лишь теми, которые школа включила в перечень обязательных пособий. Поэтому, покупая рабочие тетради и дополнительную учебную литературу, родители ощутят рост цен в полной мере.
04.06. Свой театр появится в каждой школе страны к 2024 году, на данный момент в России созданы и работают 12 тысяч таких театров. Об этом в субботу сообщил журналистам министр просвещения РФ Сергей Кравцов перед финальными показами спектаклей проекта «Школьная классика», которые проходят в поселке Пушкинские Горы в Псковской области в рамках Дней пушкинской поэзии и русской культуры.
4. Оценка качества образования и результаты исследований
31.05. Единый государственный экзамен по русскому языку в российских школах прошел без серьезных сбоев. Об этом сообщили в Рособрнадзоре.
ЕГЭ по русскому языку выпускники сдавали 30 и 31 мая. Кроме того, как отметили в ведомстве, этот экзамен является самым массовым.
«Экзамен в оба дня в стране прошел в штатном режиме без серьезных сбоев. В основные дни основного периода на сдачу ЕГЭ по русскому языку было зарегистрировано 659 тысяч участников, в том числе более 644 тысяч выпускников текущего года», – отмечается в сообщении.
31.05. Выпускникам аннулировали результаты ЕГЭ по русскому языку из-за отключения света в городской школе № 2 в понедельник, 30 мая. Об этом журналисту «Вести Воронеж» рассказали сами одиннадцатиклассники.
По их словам, электричество внезапно перестало работать примерно за полчаса до конца экзамена. После этого в класс зашла педагог, собрала бланки и объявила об аннулировании всех результатов. Несмотря на то что большинство выпускников успели сдать работы, их итоги также оказались не засчитаны. Теперь пересдача состоится 23 июня – в резервный день.
«Мы, выпускники, испытали шок и потрясение. Кто-то даже плакал».
01.06. В преддверии окончания учебного года VK Образование и Учи.ру провели опрос среди школьников и их родителей и узнали, как они планируют провести летние каникулы и нужно ли детям продолжать учиться летом. Результаты исследования есть в распоряжении «Газеты.Ru».
Так, на вопрос о том, где ваши дети проведут лето, родители чаще всего отвечали: на даче и у родственников (46%), дома (40%), в летнем лагере (29%). Ответы школьников на этот же вопрос отличаются, но незначительно. Большинство отдали свои голоса за дачу и родственников (41%), далее следуют летний лагерь (32%) и дом (21%).
В 2022 году базовую математику сдают впервые после двухлетнего перерыва – в 2020 и 2021 годах ее разрешено было не сдавать из-за сложной эпидемиологической обстановки.
Заявки на участие в проекте подали больше 600 тысяч учащихся со всей страны. Самому взрослому студенту – 62 года, он из Мордовского госуниверситета. Участники соревновались в разных направлениях – от востоковедения до искусственного интеллекта. Задания они выполняли онлайн.
Там напомнили, что «регламентом совета ЕС от 8 апреля 2022 года установлен запрет на предоставление финансовой и нефинансовой поддержки российским государственным или находящимся под государственным контролем организациям по линии финансируемых из бюджета ЕС программ».
03.06. Высшие учебные заведения Хабаровского края предоставят 490 бюджетных мест детям военнослужащих – участников спецоперации на Украине. Об этом сообщил в четверг начальник отдела взаимодействия с вузами и научными организациями управления профессионального образования регионального Минобразования Алексей Сундуков.
6. Региональные новости
31.05. Строители в Челябинской области в 2022–2024 годах реконструируют и построят 19 школ, из которых уже начали возведение девяти и реконструкцию двух, сообщил во вторник губернатор региона Алексей Текслер, выступая с обращением к депутатам областного законодательного собрания.
01.06. Новое пространство для школьников, увлеченных наукой, открыто в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). В Центре дополнительного образования детей по развитию ключевых компетенций «Дом научных коллабораций» (Центр ДНК) у ребят появится больше возможностей заниматься проектной деятельностью, решать инновационные задачи и развивать свои навыки.
«Парни станцевали неоднозначный танец. Мне он не по душе, такие “пародии” мне совсем не близки. Но это была шутка. А шутить, пусть и плохо, у нас в стране не запрещено. Все иногда неудачно шутят, я тоже. За шутку можно пожурить – и школьников, и учителей. Но это максимум».