Формулировка альтернативы и эффекты выбора
Главный вопрос: результаты образования получены, применяются и предъявляются на ГИА учащимся, не располагающим никакими дополнительными ресурсами или имеющим в своем распоряжении телефон с видеокамерой и (управляемым) интернетом? Без ответа на этот вопрос начинать работу по созданию образовательного стандарта бессмысленно.
Ответ 1 означает, что мы пытаемся сохранить стремительно растущую цифровую пропасть, отделяющую школу от окружающего мира. То предметное, чему и как мы учим в школе, не будет иметь отношение к этому миру.
Ответ 2 означает радикальные изменения в приоритетах образовательных целей. Мы должны будем об очень многом спросить: действительно ли это НАСТОЛЬКО необходимо?
Компромиссный, промежуточный вариант (Финляндия, Скандинавия, Австралия и др.) возможен, сложен в реализации, но, вероятно, неминуем на какое-то время. При этом важна динамика.
Поясняющие примеры
Русский язык и математика являются важнейшими школьными предметами; также может быть значительным их вклад в метапредметные и личностные результаты. Поясним ожидаемые эффекты от выбора ответа на примере этих двух дисциплин и декларируемых сегодня (ФГОС, «Концепции…» и т. п.) целей, реально достигаемых в малой степени. Расширение на все другие дисциплины — аналогично и не менее радикально.
В русском языке официально провозглашаемые сегодня приоритеты (например, в «Концепции…» этого предмета) таковы:
I. Способность к коммуникации
II. Формальная грамотность
III. Лингвистическая теория русского языка
Реально сегодня, и при ответе 1
Основные усилия ученика и учителя затрачиваются на цель II.
Построение лингвистической теории — цель III — сводится к заучиванию классификаций и правил (не всегда отвечающих здравому смыслу и современной лингвистике), формально мотивированное целью II.
Цель I в практике практически игнорируется, особенно это относится к устной коммуникации, об оценивании ее качества обычно не идет и речи (кроме неформальной, «нешкольной» оценки учителем). Ответ 1 предлагает сохранение этой ситуации.
В случае ответа 2
Цель II достигается с принципиально меньшими затратами со стороны ученика и учителя и с лучшими результатами для каждого учащегося. Это происходит благодаря тому, что в современных системах создания и редактирования текстов имеется механизм автоматизированного контроля орфографии, используемый каждым, кто пишет тексты (кроме школьников). Цифровые технологии высвобождают значительное время (начиная с сокращения часов чистописания в первом классе).
Время пригодится для содержательной реализации цели III. В курсе русского языка, с использованием (цифрового) Национального корпуса русского языка, собственной и окружающей речи, и цифровых инструментов, может быть реализован исследовательский подход. При нем ученик осваивает методологию научного, в частности, лингвистического исследования, большие идеи лингвистики и русского языкознания, самостоятельно выстраивая систему понятий и законов, описывающих лингвистическую реальность и ее изменения. Цель построения «исчерпывающей» (в школьном смысле) «теории» снимается.
Цель I становится центральной. Письменная и устная коммуникация, фиксируемая в цифровом виде (при клавиатурном вводе и аудио- и видеозаписи происходящего) становится предметом интенсивного взаимодействия, включающего анализ со стороны учителя русского языка, самого учащегося и его соучеников. Улучшение сделанной и обсужденной работы становится важнейшим элементом образовательного процесса (способность воспринимать предложения других и улучшать свою работу — обратную связь, стоило бы считать целью IV — метапредметной). Предметные, межпредметные и метапредметные цели рассматриваются в органическом единстве.
«Чистописание» учащиеся осваивают с индивидуальной скоростью и глубиной (кто-то — используя письмо печатными буквами, кто-то, совершенствуясь в изящном искусстве каллиграфии, ориентируясь на образцы XVIII — XXI вв.).
Компромиссный вариант мы видим сейчас в дистанционке. Учительница задает сочинение, ученик пишет его в тетради с голубыми линейками и розовыми полями, страдая от своего почерка, переписывает цитату с экрана, вырывает лист, когда видит, что что-то надо переделать, фотографирует каждую страницу на мобильник, посылает учительнице, та распечатывает все страницы, правит красной ручкой (или на экране правит фотографию в PowerPoint — реальная практика), посылает ученику. Все это загружает руки и коммуникационные каналы, воспитывает пресловутую «аккуратность» (которую в современном мире потеснила обратная связь), но бессмысленно расходует время ученика и учителя.
В математике официальные приоритеты целей таковы:
I. Логическое мышление в математическом мире, применимое вне этого мира
II. Безошибочное выполнение арифметических и алгебраических вычислений и преобразований
III. Применение и построение математических моделей реальности
Добавим к этому цель:
IV. Умение решать новые, ранее не виданные задачи — пре-адаптивность.
Реально сегодня, и при ответе 1
Основной целью является II, с акцентом на «аккуратность» и безошибочность. Для массы учащихся, как это ни странно на первый взгляд, цель I при этом даже не игнорируется, а подавляется. От учащихся требуется работа по образцу, в крайнем случае — быстрый выбор, интуитивный, или слепым перебором, из образцов, но не логическое мышление. Элементы логического мышления развиваются при решении некоторых «текстовых» и геометрических задач, без попыток использовать такое мышление вне математики. Так же очень частично представлена цель III. В большей степени она отражается в курсе физики. Цель IV оказывается периферийной для массы учащихся — это нестандартные, занимательные задачи, олимпиады.
В случае ответа 2
Использование калькулятора и компьютерной алгебры позволяет достичь цели II «малой кровью». Класс математических выражений, уравнений, неравенств и их систем, в том числе — моделирующих реальность, при этом может быть значительно расширен.
Перед школьной математикой открываются огромные перспективы. Большие идеи — числá, десятичной системы, имени и значения, уравнения, математической модели, логического рассуждения, случайности и др. — открываются учеником самостоятельно (при поддержке учителя).
Расширение класса математических моделей, отмеченное выше, обогащается еще и компьютерными моделями. Находится время для моделирования реальности за пределами сегодняшних и будущих учебников, начиная от экономики, экологии и здоровья. Курс физики дополнительно получает новые инструменты для формулирования законов и решения задач и дополнительные ресурсы времени.
Еще более важно, что появляется возможность ощутимо продвинуться в целях IV и I. Мы начинаем систематически давать ученику существенно новые задачи: трудные, но посильные, опирающиеся на логику и наглядность. Огромный запас этих задач человечество накопило за свою историю («Волк, коза и капуста» Алкуина и т. д.). В нашем ближайшем окружении мы видим учебные среды «Кенгуру», ПервоЛого, Пиктомир и Scratch. Замечательным образом многие из этих задач, которые в них формулируются, имеют намного больше отношения к современной математике, Computer Science и искусственному интеллекту, чем вся нынешняя школьная и большая часть вузовской математики. Интеграция математики и математической информатики, заложенная изначально в конце 1980-х гг., место для которой соблюдается предметной областью «математика и информатика», будет органично реализована без ущерба для часов, отрабатываемых учителями. Одним из результатов будет важная цель формирования computational thinking, представлений о том «как это работает», по отношению к искусственному интеллекту и информационным технологиям в целом.
Школьная математическая статистика становится действительно введением в анализ данных, которые могут браться из всех школьных предметов — от обществознания и физики до физкультуры и литературы.
Школьная геометрия получает новый импульс за счет «динамической геометрии», которая значительно повышает наглядность, эстетику, роль эксперимента и исследования в работе ученика.
Важнейший итог такой цифровой трансформации, возможной уже вчера, — это повышение мотивации к изучению математики. Ее снижение является серьезнейшей проблемой в Европе и Америке. Если мы ее решим, то «вхождение в десятку» станет реальностью.
Подлинная и реальная цифровая трансформация
Цифровая трансформация позволяет принципиально расширить каналы взаимодействия ученика с миром и учителем.
Ограничение этих каналов чтением цифровых фотографий страниц учебника и выбором ответа из пяти предложенных — максимальное и преступное обеднение этих каналов. Оно имеет такое же отношение к цифровой трансформации, как использование книг вместо ножки дивана — к письменной культуре и Революции Гутенберга.
Цифровая трансформация, сбор данных (не отметок и тестов) об образовательном процессе, позволит объективно оценивать работу учащегося и учителя, снижать значимость ЕГЭ как элемента ГИА, повышать эффективность всего механизма отбора для продолжения образования.
Институционализация Цифровой трансформации ФГОС
Неудивительный и печальный парадокс состоит в том, что существующие ФГОС (2009−2011 гг.) предписывают общеобразовательной организации обеспечить условия для цифровой трансформации (разделы 25, 26). Однако «воз и ныне там», хотя ВОЗ никак против цифровой трансформации на возражает.
Что нужно включить в будущие ФГОС (или добавить в существующие), как нужно обустроить «шлейф» ФГОС, чтобы настоящая цифровая трансформация началась?
В течение 2020 г. можно провести сертификацию существующих цифровых ресурсов, используемых в профессиональной и повседневной деятельности (далее ЦР), с целью рекомендации их использования во всех школьных предметах, отдавая преимущества свободно распространяемым ресурсам, ресурсам с открытым кодом и ресурсам отечественной разработки.
Во ФГОС 4.0 предлагается включить:
- общее требование к содержанию и результатам образования, указывающее на то, что они достигаются и проверяются, в том числе — в ГИА, для учащегося, оснащенного (имеющего доступ к) ЦР; при этом случаи отклонения от этого общего требования специально мотивируются с учетом задач научно-технологического развития России, цифровой трансформации экономики;
- требование к условиям — обеспечить возможность использования ЦР и образовательной платформы в образовательном процессе (модернизация существующих требований ФГОС);
- требование к ПООП:
o применение каких ЦР учащимися разрешено в системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП, в частности, эта система должна включать функциональное описание ЦР, разрешенных к использованию в: промежуточной аттестации в рамках урочной и неурочной деятельности; в государственной итоговой аттестации; в формах представления и учета результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
o какие запреты организация накладывает на неучебное применение цифровых технологий (мобильных устройств и т. д.), например: полный запрет на наличие (вне входной зоны) устройств, допускающих неучебное использование (выход в свободный интернет, не регламентированное программное обеспечение)
Реализовать цифровые права детей: сегодня же просить Минпросвещения России издать нормативные документы, разрешающие регионам разрешать школам разрешать учителям разрешать учащимся:
- использовать ЦР, в частности, писать тексты на компьютере, если только это не запрещено в конкретном задании.
Федеральному институту педагогических измерений продолжить и расширить разработку кодификаторов и спецификаций КИМ, с явным указанием возможности использовать компьютер и другие ЦР при ГИА:
- постепенно расширяя перечень предметов (иностранный язык, информатика, физика и т. д.) и заданий в предмете (отдельные задания пересдачи по базовой математике и т. д.) уровней образования (ГИА-9 — ГИА-11).
Разработать цифровые дополнения к Примерным основным образовательным программам и примерным предметным программам (или их цифровые варианты) для всех уровней общего образования, в которые включить:
o перечень видов деятельности (например, написание сочинения, обработка и визуализация данных физического эксперимента, видеозапись проектной сессии), и форм учебной работы (например, урок в классе, проектная сессия и их дистанционные варианты, самостоятельная работа учащегося), их места в календарном тематическом планировании, где эффективно применение ЦР;
o рекомендации по разработке ООП образовательной организации, учитывающей имеющуюся базу цифровой техники (планшеты, ноутбуки, сканеры, проекторы, принтеры и т. п.), коннективность (скорость доступа, наличие Wi-Fi в помещениях, где идет образовательный процесс), политику по отношению к ЦР, принадлежащим участникам образовательного процесса, с детализированным, в соответствии с календарным тематическим планированием, указанием на планируемое применение ЦР в сопоставлении с ПООП;
o регламенты фиксации на цифровой платформе образовательного процесса, в электронном журнале и дневнике применения ЦР: размещенных заданий, работ учащихся, видеозаписей занятий и т. п.
Разработать концепцию учебника, с модулями, вводящими учащегося в применение цифровых технологий, в том числе — использование ЦР в отдельных школьных предметах и в проектах; данный учебник может быть использован в ходе преподавания различных предметов в курсе информатики и технологии, в дополнительном образовании и самообучении. Цифровой, свободно доступный задачный интернет-компонент — принципиальная часть этого учебника.
Постепенно включать в аккредитационные требования программ педагогического образования, в том числе — дополнительного, начиная с педагогических вузов федерального подчинения, требования по цифровой записи всех занятий и их доступности через интернет, при соблюдении прав личности, а также требований по применению ЦР там, где это соответствует целям и задачам образовательного процесса, соответствующие требования к ГИА.