События
Аналитика

Александр Адамский: В развивающем образовании предметное содержание становится материалом, на котором формируются soft skill

11 июня 2020 года в рамках дистанционной сессии «Развивающее образование» для проектных команд города Красноярска и города Южно-Сахалинска с установочным докладом выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».



Александр Адамский представил полилог, открытый список образовательных результатов, которые обсуждаются в рамках «Инициативы ФГОС 4.0».


Говоря об образовательных результатах, эксперт отметил, что идеология развивающего образования во многом определяет линейку современных образовательных результатов школьника, но нужно понимать, что образовательные результаты нормативно закрепляются, являются предметом государственного регулирования, а значит – институционально закрепляются (в том числе фиксируются и контролируются).


В зависимости от того, какая линейка образовательных результатов нормативно закрепляется, выстраивается образовательная деятельность школы и учителя.

Мы наблюдали, например, как менялась деятельность школ и педагогов с переходом от ЗУН-овского подхода на линейку предметных, метапредметных, личностных образовательных результатов. Новеллой в тот период времени стало введение компетенций в качестве образовательных результатов (УУД).


Один из подходов формирования структуры содержания образования – идея больших идей. В рамках данного подхода разрозненные знания, сведения сводятся в связанную систему. Такое понимание результатов образования существенно будет менять образовательный процесс. Исследовательский подход становится способом постижения ребенком больших идей в научном и историческом развитии системы понятий.


Soft и hard skills зачастую противопоставляются друг другу, обсуждается что важнее: овладение базовыми знаниями или универсальными компетенциями. На самом деле такое противопоставление искусственно. В рамках развивающего образования soft skills не формируются в отрыве от предметного содержания. Наоборот, предметное содержание становится материалом, на котором формируются soft skills.


Отдельная тема обсуждения проблематики становления новой линейки образовательных результатов – оценка образовательных результатов. Квалиметрический подход в оценке образовательных результатов – не единственно возможный. Институционально закрепить этот факт чрезвычайно сложно. Но можно институционально закрепить не сами инструменты тонкой оценки образовательных результатов, а правила и нормы, по которым должен строиться и функционировать рынок оценки образовательных результатов.


Изменение представлений об образовательных результатах влияет на способы организации образовательного процесса.

Например, формирование целой линейки soft skills требует внедрения нелинейного расписания, сетевой формы реализации образовательных программ, цифрового обучения, смешения, объединения классов и так далее.


В свою очередь, меняющийся способ организации образовательного процесса требует изменений условий реализации образовательного процесса (в частности, системы финансирования реализации образовательных программ, системы оплаты труда педагогических и руководящих работников образовательных организаций).

Иван Трифонов