В Федеральный закон вносится изменение, согласно которому семьи, имеющие право на получение средств материнского (семейного) капитала, будут иметь возможность использовать эти средства для оплаты образовательных услуг, предоставляемых индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.
2. Общее образование
01.08. В День знаний откроют свои двери первые в стране инженерные классы судо- и авиастроительного профилей. По поручению президента в 23 регионах страны отобраны 96 школ, в которых были проведены необходимые ремонтные работы, закуплено современное оборудование: станки, 3D-принтеры, квадрокоптеры, осциллографы – у ребят будет возможность не только освоить теорию, но и отточить усвоенные знания на практике.
01.08. Право поднятия флага в начале учебной недели будет предоставляться тем школьникам, которые добились выдающихся результатов в учебной, научной, спортивной, творческой деятельности, а также педагогам образовательной организации или организации отдыха детей и в исключительных случаях родителям. Об этом говорится в методических рекомендациях Минпросвещения России «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления».
03.08. Численность школьников в России с 2016 по 2021 год выросла на 14 процентов, таковы данные Института прикладных экономических исследований и Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС.
Заметнее всего рост оказался в Московской (+27%), Ленинградской (+26%) и Калининградской (+21%) областях. Также количество школьников сильно выросло в Москве (+21%) и Петербурге (+ 25%).
В регионах, где резко увеличилось число школьников, количество учителей также возросло (хоть и не пропорционально): в Московской области – на 17%, в Ленинградской – на 13%, в Калининградской – на 4%. В Санкт-Петербурге учителей стало на 17% больше, а в Москве – всего на 6%.
03.08. Минпросвещения подготовило перечень электронных образовательных ресурсов, которые школы могут использовать во время обучения детей. Соответствующий проект приказа ведомства опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Этот документ утверждает перечень электронных образовательных ресурсов, которые можно использовать при реализации образовательных программ общего, основного общего и среднего общего образования с госаккредитацией.
04.08. Летние каникулярные профориентационные школы по различным направлениям дополнительного образования детей пройдут в регионах России. Их проводит Минпросвещения России при организационно-методическом и экспертном сопровождении Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий.
3. Оценка качества образования и результаты исследований
02.08. 35% россиян полагают, что Солнце вращается вокруг Земли. Это следует из результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Примечательно, что за 15 лет количество граждан России, которые так заблуждаются, выросло на 7 процентных пунктов.
Олимпиада проходила в дистанционном формате, в ней приняли участие старшеклассники из 42 стран мира. Командам, каждая из которых включала пять человек, нужно было продемонстрировать аналитические навыки и понимание основных экономических концепций и моделей.
4. Профессиональное образование и наука. Приемная кампания – 2022
01.08. Правительство внесло в Государственную думу законопроект о ратификации Глобальной конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию, которая была принята в Париже 25 ноября 2019 года. Эта конвенция является первым всемирным договором ООН о высшем образовании. Она, в частности, устанавливает универсальные принципы признания учебных курсов, документов о предшествующем образовании и квалификаций для улучшения доступа к учреждениям высшего образования по всему миру и мобильности между ними.
«Обновленную систему могут представить уже в середине сентября. Потом будет процедура законотворчества, которая связана тоже <...>, она имеет свои особенности, как мы знаем, длительное обсуждение и так далее. Но если наши предложения будут приняты, то, конечно, это со следующего учебного года», – сообщил он в эфире телеканала «Россия 24».
04.08. В российских вузах в самом разгаре приемная кампания. Университеты уже завершили прием документов и опубликовали конкурсные списки. До 3 августа абитуриенты должны были принести в вузы согласия на зачисление. 4 августа вузы должны опубликовать списки поступивших. Об этом заявил глава Министерства науки и высшего образования Валерий Фальков в эфире канала «Россия 1». Он добавил, что приказы о зачислении вузы должны опубликовать не позднее 9 августа.
5. Региональные новости
03.08. В Ленинградской области за пять лет на 26% увеличилось количество школьников, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы областной администрации со ссылкой на исследование РАНХиГС. По его словам, также в регионе на 13% увеличилось количество учителей в школах.
04.08. Глава Мордовии Артем Здунов на Госсобрании республики рассказал, что из федерального бюджета поступит 400 млн рублей на создание образовательно-производственных кластеров для подготовки кадров в 2023 году. Об этом сообщает ТАСС. Средства предоставят в рамках федеральной программы «Профессионалитет» от Минпросвещения РФ. Ожидается, что на эти деньги в Мордовии откроют образовательные кластеры для подготовки кадров в трех востребованных направлениях: по машиностроению, сельскому хозяйству и кабельному производству.
Сделать это весьма проблематично, если не решить вопрос кадрового голода. По данным Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, нехватка учителей по всей стране достигает около 250 тысяч человек. А набор в профильные вузы хоть и вырос на 15%, после получения диплома в профессии остаются всего 10–20% выпускников. Остальных отпугивают маленькие зарплаты, высокая нагрузка, огромное количество бумажной работы и пристальное внимание общественности к работе педагогов.