События
Аналитика

Лекция Натальи Селивановой «Что представляют собой современный школьный класс и деятельность классного руководителя»

27–28 января состоялась первая сессия «Школы руководителя класса» для московской школы № 854.

Главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, руководителя проекта «Апробация и внедрение Примерной программы воспитания» Наталия Селиванова начала свое выступление с истории возникновения классно-урочной системы, причин ее сохранения, ее недостатков и преимуществ в современном мире.

В докладе было актуализировано привычное для многих учителей понятие коллектива: может ли каждый класс стать коллективом и надо ли к этому стремиться. Как показывают исследования, лишь 4–10% классов достигают уровня коллектива. Наталия Селиванова развернула ключевое понятие коллектива как единства организации и психологической общности: «Важен сам процесс создания коллектива, потому что в процессе решаются многие воспитательные задачи, формируются навыки коммуникации и способности к эмпатии».

Также отмечено, что школьный класс как коллектив может развиваться циклично, например, после перехода детей из начальной школы в основную школу, начинает формироваться коллектив, соответствующий новому возрасту. Поэтому важно руководителю класса иметь хорошую психологическую подготовку и владеть специальными методиками оценки уровня развития коллектива.

Наталия Селиванова выделила ключевые аспекты влияния класса на развитие личности ребенка и одновременного воздействия каждого ученика на класс. Она обратила внимание педагогов на общение детей в сети, потому что они учатся включаться в эти коммуникации, и их опыт контактов в сети может «перевернуть» класс.

В заключение Наталия Селиванова подчеркнула, что результаты воспитания носят вероятностный и отдаленный характер.

«Мы не можем знать, что оказало существенное влияние на достижения человека: школа, семья, учреждения дополнительного образования или другие социальные институты», – пояснила эксперт.

Людмила Боросгоева