С установочным докладом выступил научный руководитель «Эврики» Александр Адамский. Он обозначил ключевую задачу перед участниками семинара: сформировать новое представление об образовательном стандарте, в котором сконцентрированы все механизмы регуляции образовательных отношений.
По мнению эксперта, сейчас наблюдается разрыв между абстрактными представлениями о регуляторах ФГОС и реальной практикой, что приводит к разбалансировке системы образования.
Скорость наступления цифровизации опередило механизмы управления образованием и эффективных регуляторов не существует. Динамика изменений вызвала колоссальное напряжение в родительской и учительской среде.
Александр Адамский назвал три ключевые проблемы:
- Сдерживание социального напряжения;
- Резкое снижение уровня участия детей в производстве;
- Стремительное нарастание сложности и неопределённости.
«Мы продолжаем существовать в своих предметных коридорах, поэтому стоит задача обновления представлений об общем образовании, - подчеркнул докладчик. Задача системы образования – создать общее представление у разных людей о норме, которое позволяет находить поле мирного сосуществования».
В своем выступлении Александр Адамский затронул вопрос представления о ребенке как расширенной личности. Ребенок с гаджетом в руках - расширенная личность. Попытка оторвать современного ребенка от гаджета, это так же как оторвать ребенка от книги. Если включить расширенную личность в образование, то возникает другое представление об образовательной программе. Ребенок должен выйти за границы школы и осваивать новые пространства.
Докладчик выделил принципиально новые подходы при определении результатов, обеспечивающие социализацию ребенка и подчеркнул, что необходимо соотношение между современными и классическими результатами.
В заключение эксперт отметил, что набор оценок должен быть в цифровой среде, а от внешнего образца нужно перейти на динамику достижений каждого ученика.
Людмила Боросгоева