События
Конференции и семинары

Доклад Александра Адамского «Смешанное образование: от деятельности к результату»

27 февраля Институт проблем образовательной политики «Эврика» провел шестой семинар «Введение в новую школьную жизнь», который был посвящен разработке системы оценивания в условиях смешанного обучения.

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский во время установочного доклада обозначил концептуальные подходы к формированию результатов образовательной деятельности.

Он представил основные тезисы:
  • результаты образовательной деятельности содержатся в самой деятельности и проявляются и предъявляются в продукте этой деятельности;
  • современному педагогу (учителю, воспитателю, тьютору и др.) необходимо обладать компетентностью по распознаванию результатов в ходе деятельности и в продукте деятельности;
  • специальные процедуры аттестации, тестирования, контроля образовательных результатов являются искусственными, и их наличие демонстрирует низкий уровень квалификации всей системы в целом.

Комментируя последний тезис, Александр Адамский уточнил, что в настоящее время осуществляется переход от традиционных контрольных процедур, таких, как домашнее задание, ВПР или ЕГЭ, к более естественному порядку формирования развития, выявления и освидетельствования результатов образовательной деятельности.

В ходе своего выступления эксперт обозначил несколько гипотез.

Первая гипотеза заключается в том, что, индивидуальная образовательная программа предполагает не только формирование единых (общих) результатов для всех, но и наличие у каждого ребенка собственных индивидуальных результатов. Если результаты разные, то педагог должен понимать, что существует общая система оценки результатов и индивидуальная система оценки результатов каждого конкретного ребенка.

Вторую гипотезу автор обозначил следующим образом: если нет возможности сформулировать личную цель, то нет деятельности как таковой. И это относится и к ребенку, и к учителю. Наличие индивидуальной рефлексии – обязательное условие любой деятельности. В качестве примера автор привел ситуацию с непониманием и непринятием некоторыми учителями наличия большого количества учебников по одному предмету. Проблема выбора учебника говорит об отсутствии самостоятельности у учителя.


Александр Адамский подчеркнул актуальность интеграции разных видов деятельности и разных результатов в индивидуальной образовательной программе. Он напомнил, что под смешанным образованием понимается существование офлайна и онлайна, индивидуального, коллективного и группового, школьного и расшколивания, монолингвального и полилингвального, основного базового и дополнительного образования.

Лектор отметил, что учитель не должен давать образец отношений. Его задача – создать учебную ситуацию, при которой ребенок прочувствует, что он хочет это сделать, увидит собственные дефициты средств и начнет производить, а не повторять за учителем. В этот момент возникнет деятельность, появится возможность рефлексии действия и формирование способа действия.


Александр Адамский также подчеркнул, что для формирования у ребенка способа действия, нужна целая команда:
  • педагог, который помогает проектировать и фиксировать результаты образовательной деятельности;
  • мастер, который погружает ребенка в творческую атмосферу производства, помогает создавать продукт и переносить способности одного вида деятельности в другой;
  • тьютор, который занимается психическим состоянием ребенка, душевным комфортом, переживаниями, формированием индивидуальной успешности и системой индивидуальной оценки собственных результатов.


Инна Прохорова,

магистрант 1-го курса

МГПУ «Медиадеятельность в образовании»