Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский во время установочного доклада обозначил концептуальные подходы к формированию результатов образовательной деятельности.
Он представил основные тезисы:
- результаты образовательной деятельности содержатся в самой деятельности и проявляются и предъявляются в продукте этой деятельности;
- современному педагогу (учителю, воспитателю, тьютору и др.) необходимо обладать компетентностью по распознаванию результатов в ходе деятельности и в продукте деятельности;
- специальные процедуры аттестации, тестирования, контроля образовательных результатов являются искусственными, и их наличие демонстрирует низкий уровень квалификации всей системы в целом.
Комментируя последний тезис, Александр Адамский уточнил, что в настоящее время осуществляется переход от традиционных контрольных процедур, таких, как домашнее задание, ВПР или ЕГЭ, к более естественному порядку формирования развития, выявления и освидетельствования результатов образовательной деятельности.
В ходе своего выступления эксперт обозначил несколько гипотез.
Первая гипотеза заключается в том, что, индивидуальная образовательная программа предполагает не только формирование единых (общих) результатов для всех, но и наличие у каждого ребенка собственных индивидуальных результатов. Если результаты разные, то педагог должен понимать, что существует общая система оценки результатов и индивидуальная система оценки результатов каждого конкретного ребенка.
Вторую гипотезу автор обозначил следующим образом: если нет возможности сформулировать личную цель, то нет деятельности как таковой. И это относится и к ребенку, и к учителю. Наличие индивидуальной рефлексии – обязательное условие любой деятельности. В качестве примера автор привел ситуацию с непониманием и непринятием некоторыми учителями наличия большого количества учебников по одному предмету. Проблема выбора учебника говорит об отсутствии самостоятельности у учителя.
Александр Адамский подчеркнул актуальность интеграции разных видов деятельности и разных результатов в индивидуальной образовательной программе. Он напомнил, что под смешанным образованием понимается существование офлайна и онлайна, индивидуального, коллективного и группового, школьного и расшколивания, монолингвального и полилингвального, основного базового и дополнительного образования.
Лектор отметил, что учитель не должен давать образец отношений. Его задача – создать учебную ситуацию, при которой ребенок прочувствует, что он хочет это сделать, увидит собственные дефициты средств и начнет производить, а не повторять за учителем. В этот момент возникнет деятельность, появится возможность рефлексии действия и формирование способа действия.
Александр Адамский также подчеркнул, что для формирования у ребенка способа действия, нужна целая команда:
- педагог, который помогает проектировать и фиксировать результаты образовательной деятельности;
- мастер, который погружает ребенка в творческую атмосферу производства, помогает создавать продукт и переносить способности одного вида деятельности в другой;
- тьютор, который занимается психическим состоянием ребенка, душевным комфортом, переживаниями, формированием индивидуальной успешности и системой индивидуальной оценки собственных результатов.
Инна Прохорова,
магистрант 1-го курса
МГПУ «Медиадеятельность в образовании»