События
2020-10-27 16:19 Аналитика

Аналитика конференции "Авторская школа «Эврика»": итоги

24 октября 2020 года в рамках конференции Авторская школа «Эврика»: «Онтология экосистемы регулирования образования» состоялась панельная дискуссия, на которой представлены результаты работы экспертно-проектных групп, подведены итоги конференции (модератор – Александр Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика).

В ходе обсуждений результатов работы в экспертно-проектной группе «Персонализация, социализация и индивидуализация – три кита образования» главной смысловой идеей стало утверждение, что движение к персонализации образования не должно осуществляться насильственно, данные изменения должны произойти «событийным» образом. В организации учебного процесса должно быть место опережающей рефлексии. Очевидная трудность состоит в том, что прежние понятия и представления не подходят для новых ситуаций, однако любая прямолинейность и жесткость в представлении новых понятий противопоказана. Как отметил Александр Адамский, строительство понятия «преадаптивная норма» возможно только в деятельности по построению преадаптивных норм.

Острая дискуссия разворачивалась в экспертно-проектной группе «Нормы самостоятельности ребенка в цифровой среде», где поднимались вопросы построения цифровой среды, ведущей к самостоятельности ребенка. Александр Адамский отметил, что на данный момент у нас нет цифровой среды. Но построить норму взаимодействия в цифровой среде нужно до появления самой среды, ведь принцип преадаптивной нормы состоит в том, что ее надо строить до появления реальной ситуации. «Поэтому у нас осталось не так много времени до появления хорошей цифровой среды. Так или иначе она возникнет», – считает эксперт.

Логичным продолжением предыдущих тем стало обсуждение персональной образовательной программы ребенка. Составление плана индивидуального развития ребенка с участием родителя – это будущее образования, которое приведет к равенству образовательных возможностей. Государство должно предоставить возможность избыточного выбора программ обучения, осуществление которых должно проходить при надлежайшем контроле, чтобы избежать хаоса. В связи с чем возникает необходимость оформления нового «общего» в образовании. Алексей Воронцов, генеральный директор АНО ДПО «Открытый институт «Развивающее образование» отметил поддержку внедрения персональной образовательной программы профессиональным сообществом, сочетающуюся с мнением, что родителям не хватит компетенций для построения персональной программы ребенка. «Данное противостояние, когда «одни не могут, другие – не хотят», не дает нам двигаться дальше», – заключил эксперт. Александр Адамский отметил, что наша кипучая интеллектуальная деятельность опережает представления семьи и общества в сфере образования, ведь в подавляющем большинстве эти представления все еще носят архаичный характер. Однако сегодня семья становится основным субъектом персональной программы обучения, поэтому мы должны научиться договариваться.

Для поддержки индивидуальной образовательной программы необходимо создание тьюторской службы, считают участники экспертно-проектной группы «Образовательная программа: 5 тьюторов». Деятельность тьютора сложна вне зависимости от того, где она разворачивается: в школе, детском саду или иных институтах. В связи с чем вопросы специализации и разделения труда очень актуальны. Образовательные позиции тьютора можно разделить на две основных группы: горизонтальная, в которой он выступает навигатором, организатором проб и аналитиком достижений, и вертикальная, в которой тьютор предстает супервизором, координатором и управленцем. Специальная служба и будет объединять все эти позиции.

Алексей Семенов, директор Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга ФИЦ ИУ РАН, содержательный лидер экспертно-проектной группы «Персонализированное образование: оценка результатов. Цифровая биография учащегося» отметил, что цифровой аспект занимает основную позицию во всех вещах, о которых было сказано ранее. Цифровая биография дает возможность для проектирования образовательной среды. В цифровую биографию входит все взаимодействие между учителем и учеником. Это то сырье, на котором работает искусственный интеллект. Обратная связь и фиксация образовательных достижений становится важнее оценки результатов, так как анализ больших данных позволяет их прогнозировать. Цифровая биография дает возможность перейти к расширенной позиции личности. Обсуждая результаты работы в группе, Александр Адамский резюмировал, что необходимо сформулировать теорию неполноты цифровой биографии для того, чтобы соединить представление о преадаптивной норме и о цифровом инструментарии ее формирования.

Образовательная среда перестает «помещаться» в школе, поэтому появилась необходимость создания образовательной экосистемы, которая объединит школу, индустрии, науку, культуру и общество. Вокруг данной темы строилась дискуссия в экспертно-проектной группе «Образовательная экосистема, персонализированная образовательная логистика». Цифровая образовательная среда призвана стать главным инструментом и аналитиком реализации образовательной экосистемы. Во время обсуждения была сделана попытка осмысления построения подобной системы, которая позволит реализовать индивидуальную образовательную траекторию. Перед нами встает множество вопросов: какие задачи отдать логистике, как организовать логистические службы, кто может быть субъектом системы, как совершить разделение и как будет финансироваться данная экосистема? Сегодня движение в форму «экости» только начинается.

Не стоит забывать, что содержательную сущность персонализированного обучения мы должны обеспечить финансово. Сегодня не представляется возможным вычленить готовые модели финансировании персонализированного образования, поскольку, прежде чем понять особенности финансирования данного образования, нужно понять предмет финансирования. Также необходимо разделить в нормативном пространстве термины персонализированного и персонифицированного финансирования – финансисты должны понимать, в чем их суть. Фактически, система финансирования должна нормативно обеспечить возможность ребенка и семьи выбирать траекторию своего образования. В ходе работы экспертно-проектной группы «Персонализация финансирования образования» был сделан вывод, что развитие экосистемы образования вне персонализированного финансирования невозможно.

Говоря об экосистеме образования, невозможно не затронуть роль учителя в ней. Какой он, современный учитель, и какова его роль в экосистеме образования? Сложно однозначно ответить на этот вопрос, но это попытались сделать участники экспертно-проектной группы «Учитель в экосистеме образования». Учитель в первую очередь друг и наставник. Главная задача учителя – это подчеркивать достоинства ребенка, не забывать, что каждый ребенок – это личность, уважать его. Практически о том же шла речь и в группе «Педагогика достоинства». Педагогика достоинства – это возможность научить всех детей без отбора, не ущемляя их достоинств, не разделяя их на слабых и сильных – это сверхзадача образования.

В центре внимания участников экспертно-проектной группы «Конвергентная образовательная среда развития личности» был тезис о том, что сегодня мы вступаем в эпоху цифровизации, где главной ценностью становятся информация и получение знаний, которые понадобятся в будущем. Образовательная среда сегодня разрастается и в социальные сети, поэтому так важно контролировать образовательные потоки и понимать, что смотрят и чем живут дети. Конвергентная социокультурная среда объединяет среду реальную и виртуальную. Конвергенция может стать новой дидактикой.
Подводя итоги конференции, Александр Адамский отметил, что сегодня сложилась некоторая целостность подходов к основным понятиям «Инициативы ФГОС 4.0», которую необходимо оформить и представить на суд широкой общественности.

Екатерина Котова