Профессиональная интуиция подсказывала нам, что без развития субъектности ребенка и педагога «лезть» в дистант практически бессмысленно.
Вариант с перенесением привычных форматов стажировок в цифровую среду не станет качественным и эффективным.
Как это сделать иначе? У нас не было прожитого опыта работы в дистанте, поэтому каждая из нас во время пандемии старалась деятельностно разворачивать учебные занятия в цифре, привлекая самые разнообразные инструменты и ресурсы. Для нас стал важным принцип peer-to-peer (равные права, личная ответственность); максимально использовали механизмы социально-общественного краудсорсинга (привлечение к решению проблем широкого круга экспертов не только из области образования).
Лично за себя скажу, что пробы, безусловно, помогли на всех этапах цифровой интернатуры, однако вскрыли профессиональные проблемы: модерация, координация и организационный план, персонализация движения и результатов. Сокращали дефициты на ходу. Не все получилось, но для этого следует продолжать разворачивать цифровые программы и входить в культуру новой цифровой дидактики.Сейчас на страницах социальных сетей я часто вижу репосты петиции педагогов «Мы против дистанционного обучения». Мне кажется, что ее поддерживают те, кто отрицает опыт всякого субъектного действия, возможность самостоятельно, инициативно и ответственно организовывать собственную профессиональную деятельность и деятельность коллег, проектировать пространство развития ребенка.
Это требует сил, энергии, творчества, команды единомышленников, понимания ценности вариативности содержания образования, выбора, требует активности и смелой коллаборации, наконец, принятия нормы цифрового поведения по отношению к ребенку. Инфраструктура работает как ресурс саморазвития и управления им; персонализация процесса обучения; обновление педагогических технологий на этапах деятельности; овладения специфической, иной дидактикой для выращивания цифровых компетенций – конструирование цифровой практики, где бы и формировалась норма цифрового педагогического поведения. Поэтому продолжение следует!»Людмила Боросгоева