События
Образовательные события

Для выращивания цифровых компетенций нужна культура новой цифровой дидактики

В мае 2020 года в рамках Весеннего методического марафона «Школы Росатома» прошла Цифровая педагогическая интернатура при поддержке Института проблем образовательной политики «Эврика».

Цифровая педагогическая интернатура – это образовательные форматы, в которых происходит деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность, которую сопровождают опытные наставники. В рамках Весеннего методического марафона «Школы Росатома» прошли четыре интернатуры – по две интернатуры для педагогов дошкольного образования и педагогов школ.
Вторую цифровую интернатуру провели Елена Нехорошева из Зеленогорска, Марина Ковалева из Железногорска и Ирина Зырянова из Лесного.

Ирина Зырянова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 64 города Лесного, рассказала своем отношении к тому, что происходило в интернатуре: «Чтобы сработаться коллегам из разных территорий, нужно время и пространство совместного разворачивания деятельности. Времени у нас не было. Опыт совместного действия был небольшой: конкурсные мероприятия проекта «Школа Росатома», где мы при всей общей смысловой близости профессионального развития, принятия системы развивающего обучения, ценности субъектного действия были все же соперниками. Каждая из нас в разное время в проекте становилась победителем, а кто-то проигравшим, но так или иначе конкурс и проведение цифровых интернатур 2020 года нас объединил. Смею надеяться, что надолго.

Разные и яркие индивидуально мы объединились вместе и сразу договорились о правилах работы. Содержание программы о развитии субъектности в цифровой среде рождалось во многочасовых, иногда даже «острых» обсуждениях.

Профессиональная интуиция подсказывала нам, что без развития субъектности ребенка и педагога «лезть» в дистант практически бессмысленно.

Вариант с перенесением привычных форматов стажировок в цифровую среду не станет качественным и эффективным.

Как это сделать иначе? У нас не было прожитого опыта работы в дистанте, поэтому каждая из нас во время пандемии старалась деятельностно разворачивать учебные занятия в цифре, привлекая самые разнообразные инструменты и ресурсы. Для нас стал важным принцип peer-to-peer (равные права, личная ответственность); максимально использовали механизмы социально-общественного краудсорсинга (привлечение к решению проблем широкого круга экспертов не только из области образования).

Лично за себя скажу, что пробы, безусловно, помогли на всех этапах цифровой интернатуры, однако вскрыли профессиональные проблемы: модерация, координация и организационный план, персонализация движения и результатов. Сокращали дефициты на ходу. Не все получилось, но для этого следует продолжать разворачивать цифровые программы и входить в культуру новой цифровой дидактики.

Сейчас на страницах социальных сетей я часто вижу репосты петиции педагогов «Мы против дистанционного обучения». Мне кажется, что ее поддерживают те, кто отрицает опыт всякого субъектного действия, возможность самостоятельно, инициативно и ответственно организовывать собственную профессиональную деятельность и деятельность коллег, проектировать пространство развития ребенка.

Это требует сил, энергии, творчества, команды единомышленников, понимания ценности вариативности содержания образования, выбора, требует активности и смелой коллаборации, наконец, принятия нормы цифрового поведения по отношению к ребенку. Инфраструктура работает как ресурс саморазвития и управления им; персонализация процесса обучения; обновление педагогических технологий на этапах деятельности; овладения специфической, иной дидактикой для выращивания цифровых компетенций – конструирование цифровой практики, где бы и формировалась норма цифрового педагогического поведения. Поэтому продолжение следует!»

Людмила Боросгоева