Контент-анализ основных событий в образовательной политике с 23 по 30 января 2022 года
1 Официальные новости. Законодательные инициативы
29.01. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству страны рассмотреть вопросы о включении в программы педагогического образования предметов, освоение которых поможет будущим педагогам выявлять в классе «проблемных» детей.
По итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека глава государства дал поручение кабинету министров рассмотреть вопросы о включении в образовательные программы среднего и высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки… дисциплины, которая направлена на раннее выявление предпосылок девиантного поведения у детей и подростков и оказание им своевременной педагогической, психологической и медицинской помощи. Кроме того, аналогичные программы должны быть предусмотрены в курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.
2. Общее образование
23.01. В новой концепции преподавания школьного курса всеобщей истории, разработка которой практически завершена, решено не делать акцент на истории Европы, чтобы школьники изучали прошлое и других частей света. Об этом рассказал «Ведомостям» академик, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества (РИО) Александр Чубарьян. Концепция определяет главные подходы к преподаванию предмета и содержит историко-культурный стандарт с перечнем основных событий, дат и персоналий из курса истории мира от первобытного общества до наших дней, которые должны знать школьники.
25.01. Сокращение срока самоизоляции с 14 до 7 дней не повлияет на прочие карантины в школах – например, если класс уходит на карантин из-за гриппа, а не из-за коронавируса. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Роспотребнадзора.
В разъяснении сказано, что срок сократили только для тех, кто контактировал с больным COVID-19. Школьников это также касается: если в классе зафиксирован коронавирус, то срок карантина составит 7 дней.
26.01. Минпросвещения России скорректировало примерный календарный план воспитательной работы на 2021–2022 учебный год, включив в него День памяти жертв Холокоста, следует из опубликованного на сайте министерства распоряжения.
«27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День освобождения Красной армией крупнейшего лагеря смерти Аушвиц-Биркенау (Освенцима), День памяти жертв Холокоста», – говорится в документе. Распоряжение вносит изменения в план, который был утвержден в августе 2021 года.
26.01. Информация о полном переходе на онлайн-обучение, которая активно распространяется в родительском сообществе, – это только слухи, таких планов нет, заявил начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков.
«Развитие дистанционного образования... Пользуясь площадкой, хотел бы отфиксировать, что все слухи, которые активно насаждаются в родительском сообществе о том, что дистанционное образование полностью заменит очную школу – это только слухи, никаких таких планов нет», – сказал Новиков в ходе своего выступления на Всероссийском съезде уполномоченных по правам ребенка.
28.01. В России предлагают ввести новую концепцию по совершенствованию системы опеки и попечительства. Ее основой должен стать курс на то, чтобы упростить действующие сейчас процедуры и механизмы. Об этом заявила уполномоченная по правам ребенка в России Мария Львова-Белова.
«Курс на упрощение многих механизмов ляжет в основу новой концепции по совершенствованию системы опеки и попечительства. Коллеги из Минпросвещения РФ сегодня рассказали о том, как идет эта работа», – написала Львова-Белова на своей странице в Instagram. Пост появился после того, как в России прошел XVIII съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.
27.01. Минпросвещения РФ приступило к рассмотрению вопросов о создании детских тарифов интернета и «Цифровой психологической службы». Об этом 27 января сообщил директор департамента цифровой трансформации образования и больших данных ведомства Андрей Горобец.
«Интернет для школьников – это сложная и развиваемая стратегия. Это отказоустойчивая и безопасная инфраструктура... Мы сейчас разговариваем с Министерством связи и ведущими операторами, которые были проверены, ограничены некими ресурсами, заверенными сервисами», – сказал он на съезде уполномоченных по правам ребенка в РФ.
28.01. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов возглавил общественный совет крупнейшего в России издательства учебной литературы «Просвещение», сообщила пресс-служба министерства в пятницу.
«Совет директоров АО “Просвещение” под председательством Игоря Шувалова сформировал следующий состав общественного совета: министр просвещения России Сергей Кравцов (возглавляет общественный совет), ректор ВШЭ Никита Анисимов, председатель комитета Государственной думы по просвещению Ольга Казакова, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, заместитель начальника Управления президента РФ по внутренней политике Анатолий Вылегжанин», – говорится в сообщении.
28.01. Число российских школ, полностью закрытых на карантин из-за вспышек заболеваемости, пока незначительно, но стремительно растет. Только за один день, 26 января, их доля выросла почти в два раза – с 0,28 до 0,42%. Чтобы предупредить рост заболеваемости, некоторые регионы перевели на удаленное обучение всех школьников. Но в большинстве пока действует другой принцип – отправлять на карантин классами. Пик заболеваемости коронавирусом среди детей наступит в ближайшие несколько недель, вместе с этим может увеличиться и количество тяжелых случаев течения болезни, считают эксперты.
3. Оценка качества образования и результаты исследований
26.01. Проходной балл ЕГЭ для поступающих в вузы в 2021 году снизился впервые за 10 лет.
О первом за десятилетие снижении проходных баллов ЕГЭ сообщается в мониторинге качества приема в вузы, подготовленном экспертами ВШЭ при поддержке Министерства науки и высшего образования.
Вплоть до 2021 года средний балл только рос: на 4,2 балла для бюджетного приема и на 5,1 – для платного. Однако в 2021 году отмечено первое снижение для будущих российских студентов: средний балл по бюджетному приему составил 70,3 против 70,8 в 2020 году и 68,6 против 68,7 для платного обучения.
26.01. Рособрнадзор видит предпосылки к снижению качества знаний у школьников на фоне пандемии, однако ситуацию пока нельзя назвать катастрофической. Об этом заявил глава ведомства Анзор Музаев на XVIII съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. Его цитирует ТАСС. По словам чиновника, это касается тех предметов, где необходимо лабораторное оборудование, в гуманитарных предметах такого не наблюдается.
«Что касается отрицательного влияния на уровень качества знаний, мы мониторим эту работу в рамках результатов Единого государственного экзамена, всероссийских проверочных работ, экзаменов в девятых классах, пока есть предпосылки (к снижению качества знаний), их не могло не быть, но пока в тех цифрах, которые мы видим, ничего катастрофического не произошло», – заявил Музаев.
29.01. Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников стартовал.
Соревнования начались с олимпиады по французскому языку и продлятся до 25 февраля, позволяя школьникам продемонстрировать свои знания по 24 дисциплинам.
В Минпросвещения России сообщили, что в региональном этапе примут участие не только победители и призеры муниципального этапа олимпиады 2021/22 учебного года, которым уже удалось набрать нужное количество баллов, но и те, кто продолжает обучаться по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Региональный этап организован в соответствии с новым порядком проведения, сроки и график которого утверждены приказом Минпросвещения России от 29 октября 2021 года.
4. Профессиональное образование и наука
25.01. Президент России Владимир Путин в День российского студенчества проведет в режиме видеоконференции встречу со студентами ведущих вузов страны из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Нижнего Новгорода. Как ранее сообщила пресс-служба Кремля, в общении примут участие студенты математических и IТ-специальностей из числа призеров и победителей всероссийских и международных турниров.
26.01. В России создано 500 новых молодежных лабораторий и будет открыто еще 400. Об этом глава Минобрнауки Валерий Фальков доложил на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства РФ. Основной темой встречи стало создание научных лабораторий под руководством молодых перспективных исследователей.
25.01. Проект «Взаимообучение городов» реализуется Департаментом образования и науки города Москвы с 2018 года. Цель проекта – поиск и трансляция эффективных управленческих и образовательных практик в городах России. За четыре года взаимообучения городов уже более 170 тысяч педагогов и управленцев прошли профессиональную перезагрузку.
27.01. С текущего января педагогам первой категории в Подмосковье назначена доплата в 5 тысяч рублей, а младшим воспитателям – 2,5 тысячи рублей, сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев. «С января все учителя получат (доплаты. – Ред.), и воспитатели, и нянечки – младшие воспитатели, их еще так называют. Пять тысяч рублей (получат учителя. – Ред.) и 2,5 тысячи нянечки получат с января, каждый месяц. Плюс в сентябре школы, которые находятся в “зеленой зоне”, показали результаты, дали хорошее образование нашим детям, могут рассчитывать на еще одну доплату. Мы к ней готовы», – сказал Воробьев в эфире телеканала «360». Губернатор добавил, что в этом году планируют построить 20 школ и 23 детских сада.
27 января, в день 78-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в Соляном переулке открыли скульптурную композицию «Блокадному учителю». Об этом сообщила пресс-служба администрации города.
С предложением об открытии памятника к губернатору обратилась блокадный учитель Надежда Васильевна Строгонова. Всю блокаду она проработала в детском доме и школе номер 161 на 6-й Советской улице. В здание этой школы попал снаряд, тогда погибло пять учителей, но всех ребят успели вывести. Надежда Васильевна также попросила установить памятную доску на том месте, где находилась школа.
Вице-спикер в своем письме констатирует, что тема повышения зарплаты стоит остро для педагогического сообщества, а Министерство просвещения РФ не предпринимает должных усилий в этом направлении. «Недостаточная оплата труда и стрессовые ситуации могут привести к массовым увольнениям педагогов по собственному желанию. А те, кто останутся, вероятнее всего, станут во многих случаях формально относиться к работе, что повлияет на качество образования», – резюмирует Чернышов.