События
Аналитика

Лекция Алексея Воронцова «Содержательные и технологические особенности разработки межпредметных учебных блоков в формате «перевернутого класса»

30 января 2021 года состоялся пятый семинар «Введение в новую школьную жизнь».

Алексей Воронцов, генеральный директор АНО ДПО «Открытый институт “Развивающее образование», напомнил о содержании состоявшихся семинаров, где обсуждались вопросы организации образовательного процесса в блочно-модульном подходе. Для перехода на новую модель обучения, где каждый ученик может из предложенных моделей самостоятельно конструировать персональную образовательную программу и двигаться в своем темпе, необходим «мостик» в виде «перевёрнутого класса».

Построение межпредметных учебных блоков начала команда специалистов развивающего обучения из 100 федеральных инновационных площадок под руководством Бориса Эльконина в 2000-х годах. Работа началась с формирования типологии координации учебных предметов, которая в дальнейшем позволила выйти на координацию учебных дисциплин. В результате удалось скоординировать общие темы разных дисциплин, выявить общие практические задачи, осуществить деятельностную, объектно-позиционную, средственно-техническую и понятийно-модельную координацию учебных дисциплин.

В своем выступлении Алексей Воронцов особое внимание уделил специфике работы в начальной, основной и старшей школах, роли тьюторского сопровождения и организации цифровой среды. Ученики начальной школы в рамках «перевернутого класса» должны погружаться в индивидуально-групповые предметные пробы, решать предметные задачи. В подростковой школе межпредметные учебные блоки становятся центральными. И по завершении общего образования учащиеся делают шаг к интегративным курсам, которые должны носить обобщающий, систематизирующий характер.

В заключение эксперт отметил, что разработка межпредметных учебных блоков и формат «перевернутого класса» позволяет:
  1. Снять разобщённость отдельных учебных дисциплин и сформировать системное знание;
  2. Оптимизировать способы действий в различных учебных предметах, исключить необходимость в межпредметных связях;
  3. Выстроить системно-деятельностный подход;
  4. Освоить концентрировано учебный материал;
  5. Экономить учебное время учащихся и развиваться по собственной индивидуальной образовательной программе;
  6. Повысить учебную самостоятельность и мотивацию школьника. 

Людмила Боросгоева