События
2019-10-08 19:00 Конференции и семинары

«Русский язык в литературе, науке, истории» — 2019

С сентября по октябрь 2019 года в Казахстан и Азербайджане прошла серия мероприятий «Русский язык в литературе, науке, истории», направленная на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка популяризацию российской науки, культуры и образования, в том числе посвященных памятным датам российской литературы, культуры и науки в очном и дистанционном форматах.

Участники мероприятий пообщались с современным российским писателем и издателем литературы для подростков, представителями российской науки, познакомились на практике с использованием деятельностного подхода в обучении русскому языку как языку межнационального общения, участвовали в дискуссионных клубах, семинарах, мастер-классах, театральной и художественной мастерских.

Всего на нескольких площадках собрались более 300 участников: учащихся и преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам на русском языке, работников библиотек, студентов, изучающих русский язык. «Наш цикл мероприятий направлен на обеспечение расширения географии и сфер применения русского языка, популяризации российского образования, науки и культуры», - уточнила Елена Осипова, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика». 

Евгений Крашенинников, кандидат психологических наук, доцент МГПУ проанализировал деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному с точки зрения заложенного в нём потенциала развития мышления и творчества, как детей, так и взрослых. В процессе активного стимулирования собственного анализа ключевых психологических проблем образования участниками обсуждались целеполагание в обучении иностранному языку и создание мотивации путём погружения в «живую культуру». Рассматривали ценностную и технологическую сторону творчества и его место в развитии мышления в образовательном процессе. Поэтому обучение иностранному языку (в данном случае, русскому) должно выходить за пределы изучения лингвистических правил, должно погружать ребёнка в создаваемую на его глазах культуру и быть событийным. 

Елена Нехорошева, учитель литературы МБОУ «Гимназия №164» г. Зеленогорска Красноярского края, организовала дискуссионную площадку об образовательных эффектах событийных форматов в организации изучения современными школьниками творчества поэтов-классиков. Обсуждая творческие работы, которые появились в ходе образовательных событий, участникам площадки удалось зафиксировать положительные результаты и возможные риски в организации обозначенного формата деятельности учащихся. Жаркий спор разгорелся по поводу допустимости полной самостоятельности подростков в процессе творческого переосмысления художественного текста, которая, по мнению некоторых педагогов, может привести к искажению авторской позиции в тексте, уходу в сторону субъективных переживаний, нарушению достоверности исторического контекста. Однако единодушно участники дискуссии сошлись во мнении, что событийные форматы обладают ресурсом обеспечения мотивации погружения современных детей в мир классической литературы: и русской, и казахской. В рамках театральной мастерской 

Артем Санин, режиссер, руководитель детского театрального коллектива «Арт-класс», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», предоставил участникам конференции возможность выполнить упражнения из арсенала театральной педагогики, которые были направлены на изучение русского языка. На мастерской звучали стихи А.С. Пушкина в различном прочтении, с новыми подтекстами и новыми смыслами. Артем Санин считает, что благодаря упражнениям театральной педагогики снимается барьер перед изучением языка, так как внимание переключается на выполнение условий упражнений. 

На мастерской Анатолия Рамонова, эксперта по цифровым образовательным проектам АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика", участники обсудили современные подходы к организации обучения с использованием цифровых образовательных платформ. Педагоги спроектировали исследовательскую задачу при помощи онлайн-инструментов, сформировали подходы к построению цифровой образовательной экосистемы, включающей различные цифровые ресурсы, организации общего, дополнительного и высшего образования, бизнес, некоммерческие организации. Также участники познакомились с массовыми открытыми онлайн-курсами, системами управления обучением, онлайн-школами, а также самостоятельно сформировали пул онлайн-инструментов в результате решения модельной ситуации по организации исследовательского процесса. 

Завершением мастерской стало проектирование онлайн-курса по изучению национальной культуры Казахстана для учеников из зарубежных стран. «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь!» - под таким девизом на одной из площадок конференции прошёл творческий мастер-класс художника, дизайнера и педагога, члена Творческого Союза Художников России, члена Союза Дизайнеров Москвы Ольги Берниковой. 

На итоговом пленарном заседании был организован импровизированный вернисаж, где каждый из участников мастерской смог представить свои работы и поделиться со всеми остальными коллегами опытом и впечатлениями, полученными от этого яркого образовательного события. Участники конференции высоко оценили представленный опыт российского событийного обучения через погружение в творческую деятельность. Они отметили, что получили эффективные практические инструменты для изучения русского языка, его продвижения, поддержки и укрепления.