События
Аналитика

Контент-анализ медиасферы по направлению «Образовательная политика» c 19 по 26 июля


Доминирующие темы анализируемого периода в медиасфере:
1.              ЕГЭ/ВПР 2020
2.              Дистанционное обучение/цифровизация образования
3.              Начало 2020–2021 учебного года
4.              Воспитание школьников
5.              Региональные новости
6.              Кадровый потенциал системы образования


Тенденции недели
Наиболее активно освещался в анализируемом периоде кейс проведения ЕГЭ-2020. На этой неделе завершается его основной период. Продолжается обсуждение истории с КИМ по химии и необходимости проведения ВПР в сентябре. Политические деятели, управленцы, профессиональное, экспертное и родительское сообщество подводят итоги, дают первые обобщающие оценки проведенным экзаменам. Впереди – приемная кампания в университеты.
Кейс дистанционного обучения и цифровизации образования пополнился аналитическими материалами и дайджестами публикаций на тему результатов и эффектов дистанционного периода весной 2020 года. Правительством Российской Федерации одобрен законопроект о дистанционном образовании. Более 17 тысяч участников зарегистрировались на семинар по проблематике моделей смешанного обучения «Введение в новую школьную жизнь», проведенный Институтом проблем образовательной политики «Эврика».
Госдума на этой неделе приняла в третьем чтении поправки в закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся. Эти поправки внес президент РФ Владимир Путин.
По теме летнего отдыха школьников-2020 степень остроты освещения в СМИ на этой неделе по различным причинам была снижена, но не потеряла своей значимости в реальной жизни российских семей. Нарастает интенсивность медийных сигналов по вопросу проведения школьных линеек 1 сентября и тематике подготовки школ к работе в новых условиях в соответствии с требованиями РПН от 30.06.2020 года.
Региональная повестка включает обсуждение вопросов возобновления работы образовательных организаций, запуска отдельных проектов в рамках реализации национального проекта «Образование» на местах (строительство школ, «Кванториумы», центры «Точка роста») и др.
Важнейшие кадровые изменения произошли в руководстве образовательных систем двух центральных субъектов России. Перешел на другое место работы глава департамента образования и науки города Москвы И.И. Калина, проработавший в этом статусе десять лет. Покинула свою должность председатель комитета по образованию города Санкт-Петербурга Жанна Воробьева, возглавлявшая его с 2012 года.
Серьезными по значимости в социальной политике стало заявление главы правительства РФ Михаила Мишустина о необходимости ухода от системы «средней зарплаты», а также предложение спикера Госдумы Вячеслава Володина отказаться от понятия средней зарплаты применительно к учителям и врачам.
Продолжаем следить за важнейшими событиями образовательной политики вместе с вами!


Аналитический обзор публикаций по активным темам

1.              ЕГЭ/ВПР 2020
Основные темы кейса 1926.07.2020
завершение ЕГЭ 2020 и первые итоги;
– уровень сложности КИМ-2020 по химии;
– ВПР в сентябре 2020.

Хронология ключевых событий в анализируемый период
20.07. Рособрнадзор не зафиксировал серьезных нарушений при проведении ЕГЭ 20 июля, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ведомства.
20 июля в России состоялся экзамен по биологии. Кроме того, была проведена письменная часть ЕГЭ по иностранным языкам. В Рособрнадзоре подчеркнули, что они прошли в штатном режиме.
«Экзамен по биологии и письменная часть ЕГЭ по иностранным языкам прошли без сбоев, в штатном режиме», – сообщили в пресс-службе ведомства.
На ЕГЭ по биологии и иностранным языкам были зарегистрированы 36 тысяч человек. Английский язык так же, как и раньше, остался самым популярным у выпускников – его планировали сдавать 22 тысячи участников.
Ранее возникли жалобы на слишком сложные задания, которые обнаружили в ЕГЭ по химии. В Рособрнадзоре подчеркнули, что составленные варианты экзамена не вышли за рамки школьной программы. В ЕГЭ по химии приняли участие 9 тысяч человек.
В этом году итоговый экзамен для 11-классников проводится с 3 по 25 июля. С результатами ЕГЭ и детальным разбором полученных баллов выпускники и их родители могут ознакомиться в личных кабинетах на портале mos.ru.
21.07. В Госдуме потребовали пересмотреть результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии, который показался россиянам слишком сложным. Об этом заявил лидер партии «Справедливая Россия», депутат Сергей Миронов, передает Regnum во вторник, 21 июля.
«Вы хотите, чтобы люди на улицу вместе с детьми вышли еще и из-за несправедливых экзаменов? Вот именно такие вещи с детства заряжают нашу молодежь на презрение и ненависть к властям любых уровней!» – заявил он, подчеркнув, что российское правительство и Минпросвещения должны разобраться в ситуации.
По словам Миронова, тех, кто допустил включение в экзамен заданий повышенной сложности, следует наказать, а оценки поставить в пользу выпускников.
Ранее стало известно, что россияне создали сразу несколько петиций с требованием признать недействительными результаты ЕГЭ по химии в связи с повышенной сложностью заданий. Однако Рособрнадзор эти жалобы опроверг, отметив, что задания не выходят за рамки школьной программы. Там добавили, что сложные задания рассчитаны на учеников профильных классов.
22.07. В будущем ЕГЭ в России нужно отменить совсем, считает глава партии ЛДПР Владимир Жириновский. К следующему же году политик предлагает освободить от экзамена хотя бы часть выпускников. Об этом он заявил в эфире телеканала «Россия 24».
«Сейчас все наши выпускники заканчивают сдачу экзаменов, и есть общая договоренность отменить ЕГЭ для тех выпускников школ, которые в вузы поступать не будут, их 10%», – говорит Жириновский. Политик считает, что нужно сократить число тех, кто сдает ЕГЭ.
24.07. Результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии, который показался выпускникам слишком сложным, будут трактовать в пользу ученика. Об этом заявила глава комитета Совфеда по образованию и науке Лилия Гумерова, передает РИА Новости.
По ее словам, несмотря на то что задания по химии не выходят за рамки школьной программы, в сложившейся ситуации «любые решения будут приниматься в пользу ребенка». Она также призвала дождаться публикации результатов экзамена и только после этого делать выводы.
Ранее стало известно, что россияне создали сразу несколько петиций с требованием признать недействительными результаты ЕГЭ по химии в связи с повышенной сложностью заданий. Однако Рособрнадзор эти жалобы опроверг, отметив, что задания не выходят за рамки школьной программы. Там добавили, что сложные задания рассчитаны на учеников профильных классов.
24.07. Ограничения, связанные с пандемией коронавируса, не сказались на результатах ЕГЭ, поскольку, несмотря на непривычные условия, школьники, их родители и педагоги смогли мобилизовать все силы. Об этом «Парламентской газете» заявила глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
«Родители, дети, педагоги мобилизовались. Взяли себя в руки, все друг другу помогли, поддержали – поэтому мы и не видим какого-то аномального снижения результатов Единого государственного экзамена по сравнению с предыдущими периодами», – сказала она.
Сенатор отметила, что по большинству экзаменов – в том числе и обязательных – результат не ухудшился. Что уже само по себе является хорошей тенденцией. Баллы же по некоторым предметам даже выше прошлогодних показателей.
«Есть улучшения по географии, литературе, истории и русскому языку. Были вопросы к экзамену по химии. Но уже однозначно было сказано, что если будет замечено какое-либо снижение количества баллов по сравнению с прошлым годом, то все решения будут приниматься в интересах ребёнка», – подчеркнула Гумерова.
Она высоко оценила как сам процесс организации Единого госэкзамена, так и мотивацию школьников, а также терпение и понимание со стороны педагогов и родителей. По словам главы профильного комитета Совфеда, высоких показателей удалось добиться за счёт применённых новшеств. Так, все учащиеся могли воспользоваться уникальной телекоммуникационной системой, позволяющей увидеть трансляцию уроков от лучших педагогов страны.
24.07. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов рассчитывает на то, что накал страстей вокруг итогов ЕГЭ по химии спадет после получения результатов школьниками, передает корреспондент ИА REGNUM 24 июля.
«Результат химии абсолютно аналогичный результату прошлого года и полностью совпадает – небольшая есть корреляция с результатом 18-го года. Надо дождаться окончательных результатов, школьники получат результаты, думаю, эта ситуация спадет», – заявил Кравцов в Совфеде.
Ранее лидер «Справедливой России» депутат Госдумы Сергей Миронов потребовал отменить итоги ЕГЭ 2020 года по химии из-за олимпиадного уровня заданий.

2.              Дистанционное обучение/цифровизация образования

Основные темы кейса 19–26.07.20
поддержка законопроекта о дистанционном образовании правительством РФ
анализ результатов и эффектов периода дистанционного обучения весной 2020 года;
смешанное обучение и его перспективы, проведение общероссийского семинара «Введение в новую школьную жизнь» Институтом проблем образовательной политики «Эврика».

Хронология ключевых событий в анализируемый период
20.07. Правительство России поддержало законопроект о дистанционном образовании. Об этом говорится в отзыве комиссии кабмина по законопроектной деятельности, передает РИА Новости.
«Указанные изменения направлены на законодательное закрепление положения о разграничении полномочий Министерства просвещения (...) и Министерства науки и высшего образования (...) в части установления порядка применения электронного обучения (...). Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект», – говорится в документе.
Законопроект был внесен в Госдуму 15 мая. Его авторами выступили сенаторы во главе с вице-спикером верхней палаты парламента Ильясом Умахановым. Минпросвещения по документу получит полномочия по утверждению порядка электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в сфере общего и среднего профессионального образования, а Минобрнауки – такие же полномочия в сфере высшего образования.
Принятие закона потребует изменить нормативные акты в части регламентации роли и обязанностей педагогов, определения перечня преподаваемых удаленно предметов, выполнения домашних заданий и других.
До 2024 года в России планируется реализовать нацпроект «Образование». В него, в частности, входит федеральный проект «Цифровая образовательная среда». На нацпроект выделено в общей сложности 784,5 млрд рублей. Целями проекта является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, а также вхождение России в десятку ведущих стран по качеству общего образования.
21.07. Институт «Эврика» провел 21 июля семинар «Введение в новую школьную жизнь» в условиях новых требований Роспотребнадзора. Для работы зарегистрировались более 17 тысяч участников. Серия встреч будет продолжена 11 и 20 августа.
 26.07. Три месяца вынужденного массового онлайн-обучения дали богатый материал для понимания, с чем мы на самом деле столкнулись, готова ли система образования к подобным потрясениям и что делать, чтобы в следующий раз ответить на вызов времени с минимальными потерями.
В 29-м номере «Учительской газеты» вышла подборка экспертных материалов на эту тему.
3.              Начало 2020–2021 учебного года

Основные темы кейса 1926.07.2020
– проведение школьных линеек 1 сентября;
– подготовка школ и условий обучения к работе в соответствии с новыми требованиями.

Хронология ключевых событий в анализируемый период
22.07. По причине пандемии в России активно пересматривается традиционный процесс школьного образования. О возможных изменениях в учёбе и о том, откроют ли вообще школы 1 сентября, рассказал премьер-министр Михаил Мишустин.
В зависимости от конкретной эпидемиологической ситуации в каждом отдельном регионе будет приниматься соответствующее решение о том, в каком именно формате начать следующий учебный год. Такое решение должно быть принято не позднее 20 августа. Об этом сообщил в среду, 22 июля, премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
«За это отвечает руководитель субъекта Федерации и главный санитарный врач. По-разному сейчас складывается ситуация. В целом могу сказать, из докладов, которые я слышал, что в целом мы готовимся к нормальному 1 сентября. 20 августа будет соответственно приниматься окончательное решение по каждому из регионов», – заметил премьер, отвечая на вопросы депутатов на выступлении в Госдуме.
«Я очень надеюсь на то, что мы минимизируем вынужденное дистанционное общение и нормально, по-человечески отправим детишек в школу», – уточнил Михаил Мишустин.
22.07. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призывает страны проявить осторожность и не торопиться с открытием школ в условиях эпидемии коронавируса, 22 июля сообщает пресс-центр ВОЗ.
«Мы должны сделать все возможное, чтобы вернуть наших детей в школу. Но самое эффективное, что можно для этого сделать – это остановить болезнь в наших сообществах», – заявил в ходе онлайн-конференции директор ВОЗ по чрезвычайным ситуациям Майк Райан.
Отметим, ВОЗ ожидает окончания испытаний вакцины от COVID-19 и начала вакцинации не ранее первой половины 2021 года.
24.07. Конституционный суд признал за школой право отчислять ученика, не прошедшего отбор в старший класс с углубленным изучением какого-либо предмета. При этом, как уточняется в постановлении, власти будут обязаны предоставить этому учащемуся место в обычной школе, сообщает ТАСС.
В решении суда на этот счёт есть оговорка – новая общеобразовательная школа должна быть расположена на доступном расстоянии от дома ученика. Если соблюсти это условие не получается, то школьник остаётся в своём учебном заведении, но переводится в класс с обычной учебной программой.
25.07. Пресс-служба Министерства высшего образования и науки Российской Федерации ответила на вопрос, какого числа начнутся занятия в вузах в 2020 году. Несмотря на пандемию коронавируса, возвращаться к дистанционному обучению в ведомстве не планируют. Тем не менее некоторые элементы образования на дому присутствовать будут.
Вернуться к очному обучению студенты высших учебных заведений России смогут уже 1 сентября. Об этом заявили представители Министерства высшего образования и науки РФ. Несмотря на то что пандемия коронавируса в стране продолжается, возвращаться к полноценному дистанционному обучению вузы страны не намерены.
Минобрнауки сообщает, что, согласно федеральному закону России «Об образовании», вводить дистанционный формат обучения каждое учебное заведение может самостоятельно. Если в университете или населенном пункте будет зафиксирована вспышка коронавируса, вуз может вернуться к обучению на дому по приказу руководства образовательного учреждения.
Перешли на дистанционный формат обучения российские студенты еще в марте 2020 года из-за пандемии коронавируса. В домашних условиях они не только посещали лекции и семинары, но и сдавали экзамены, курсовые и дипломные работы. Во время такого обучения у многих вузов возникали проблемы: из-за большого количества посетителей слабые порталы университетов не выдерживали.
Существует вероятность, что не все высшие учебные заведения откроют свои двери для студентов 1 сентября в 2020 году. Об этом заявили в Министерстве высшего образования и науки Российской Федерации. Если в регионе наблюдается неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, отложить старт нового учебного года университет или другой вуз может на срок до 60 дней. При этом внедрять дистанционное обучение не нужно. Тем не менее в ведомстве готовят стандартный сценарий, при котором каждое высшее учебное заведение откроется для студентов вовремя.
 25.07. В Роспотребнадзоре не исключают, что в ряде регионов школьные линейки могут пройти дистанционно. «Все будет зависеть от эпидемиологической обстановки. Очевидно, что наша обычная жизнь изменилась, и теперь многие традиционные формы проведения мероприятий приобретают онлайн-формат», – пояснили «РГ» в ведомстве.
Также допускается, что в случае хорошей погоды при тенденции к дальнейшему снижению уровня заболеваемости коронавирусом школы смогут провести День знаний традиционно, собрав детей на открытом воздухе, но при условии, что классы будут находиться на достаточном расстоянии друг от друга.
«Есть уверенность, что администрация школ справится с задачей и сможет обеспечить принципы социального дистанцирования при проведении мероприятий 1 сентября», – подчеркнули в Роспотребнадзоре, отметив, что решение о начале учебного года по каждому региону будет принято 20 августа.
Обеспокоенность в том, что День знаний может спровоцировать новую вспышку коронавируса, выразил главный эпидемиолог Минздрава России Николай Брико. «И сейчас нужно понять, как мы начнем сентябрь с детскими садами, школами», – отметил он. По его словам, COVID-19 – болезнь организованных коллективов, им прежде всего поражаются те, кто пребывает в местах массового скопления: вирус легко распространяется в домах престарелых, среди военнослужащих, в образовательных учреждениях. «Это общемировая статистика. Это надо принимать во внимание», – подчеркнул врач.
24.07. Четыре новых поручения президента в сфере образования.
В июне были опубликованы поручения президента Владимира Путина Рособрнадзору, Минпросвещения и Минобрнауки, призванные улучшить качество образования в России.
До 01.12.20 должны быть определены дополнительные сроки, в которые будет проводиться ЕГЭ-2021.
•         До 01.11.20 должны быть подготовлены и представлены рекомендации о том, как усовершенствовать существующие образовательные технологии, учитывая полученный опыт работы в дистанционном формате во время пандемии COVID-19. При этом следует исходить из того, что учебная деятельность приоритетно будет осуществляться не дистанционно, а в помещениях учебных заведений.
•         До 01.10.20 Минпросвещения совместно с Рособрнадзором должны провести контрольную проверку знаний учащихся, учитывая проблемы, с которыми столкнулись школы и ученики при вынужденном переходе на обучение в удаленном режиме.
•         И еще одно поручение министерствам образования – они должны обеспечить выпускников школ 2020 года учебно-консультационным сопровождением во время подготовки и сдачи ЕГЭ.

4.              Воспитание школьников
22.07. Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся. Эти поправки внес президент РФ Владимир Путин.
В них есть подробное определение того, что же такое «воспитание». Раскрывается механизм организации воспитательной работы, которая должна стать частью всех образовательных программ. Причем не только в школах, но и в других образовательных организациях.
– Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, объединяют общество, – рассказал ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин. – Важно избежать формального подхода, органично включить воспитание в образовательный процесс, не добавляя излишней бюрократической нагрузки на школы и вузы. Вопрос реализации закона на практике необходимо обсудить с профессиональным сообществом.
Что конкретно написано в новом законе? Предлагается определить воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения». Плюс «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества… к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе…».
Закон о воспитании вступит в силу с 1 сентября 2020 года. У школ, колледжей и вузов будет год (до 1 сентября 2021 года) на то, чтобы скорректировать свои образовательные программы в соответствии с новым законом. В них нужно будет включить рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы.
Как ранее подчеркивал министр просвещения Сергей Кравцов, усиление воспитательной составляющей в школах не приведет к увеличению отчетности для учителей.
24.07. Совет Федерации на пленарном заседании одобрил поправки в закон об образовании, касающиеся укрепления воспитательной составляющей, сообщила пресс-служба верхней палаты парламента.
Согласно пояснительной записке, воспитание учащихся будет составной частью работы образовательных программ. Оно должно будет проводиться согласно рабочей программе и календарному плану. Их разработают и утвердят образовательные учреждения.
Соответствующий законопроект внес в Госдуму в мае президент России Владимир Путин. 22 июля Госдума приняла эти поправки в третьем, окончательном чтении.
24.07. Российское образование ждут новые перемены. Закон, закрепляющий их, уже принят в Думе, одобрен Советом Федерации, осталась лишь подпись президента. В силу он должен вступить 1 сентября 2020 года.
Нововведения коснутся патриотического воспитания школьников. По мнению чиновников, в настоящее время оно ведется на недостаточно глубоком уровне, несколько формально. В Министерстве образования полагают, что патриотическая работа должна быть регулярной и войти в программы образовательных учреждений. Школам дали год – до 1 сентября 2021 года – чтобы подогнать существующие программы под новые требования и проинформировать об этом родителей учащихся. Уже наверняка в сетке расписания появятся уроки, посвященные воспитанию чувства любви к Родине.
Педагоги отнеслись к грядущим переменам настороженно. На тематических сайтах они делятся мыслями о том, что в их жизни прибавится бумажной отчетности, а вот будет ли это подкреплено финансовыми надбавками – пока неясно. Многие учителя уверены, что патриотизм можно воспитывать, не прибегая к специальным урокам, а школа должна в первую очередь давать детям знания для дальнейшей учебы и работы.
6.              Кадровый потенциал системы образования
19.07. Нельзя «прикручивать» KPI (ключевые показатели эффективности) учителям, оценивать их работу по тому, как их выпускники сдали Единый госэкзамен, считает директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Евгений Семченко.
«Педагог не может быть виноват (в том, что выпускник не сдал ЕГЭ по его предмету. – Ред.). Я еще раз обращаю внимание региональных министров образования, муниципальных отделов образования, директоров школ, что ни в коем случае нельзя оценивать работу муниципалитета, школы, класса, конкретного педагога по результатам ЕГЭ, ОГЭ или других оценочных процедур», – заявил Семченко в эфире радио «Комсомольская правда».
Он добавил, что все 20 лет проведения ЕГЭ министерство сталкивается с тем, что школы пытаются рейтинговать по итогам экзамена. Семченко также отметил, что нужно не оценивать и наказывать, а выявлять проблемы учителей и детей и стараться их устранить, нивелировать.
«Прикручивать KPI, современными словами, бедному педагогу нельзя», – добавил Семченко.
Он также уточнил, что для того чтобы объективно оценивать эффективность учителей, Минпросвещения разрабатывает новые критерии аттестации педагогов.
20.07. После летних каникул в Госдуму поступят законопроекты, гарантирующие педагогам повышенную зарплату и отпуск в 56 календарных дней. Об этом РИА Новости рассказал депутат от КПРФ, первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин.
В Госдуму внесут законопроекты с советскими нормами для педагогов.
Инициатива, по его словам, позволит среди прочего устранить нехватку учителей в селах. А удлиненный отпуск и более высокая оплата труда повысят качество работы педагогических работников.
Депутат предлагает прописать в законе, что базовый оклад педагога – заработок за 18 учебных часов – должен составлять не менее 70% от средней заработной платы по региону.
«Это означает, что, работая чуть больше, чем на ставку, учитель действительно сможет получить на уровне средней по региону, но не за две [ставки], как это подчас имеет место», – пояснил суть изменений Смолин.
В другом законопроекте предлагается вернуть возможность досрочной пенсии при 25-летнем стаже.
Нормы о досрочном выходе на пенсию и отпуске в 56 календарных дней существовали в СССР, напомнил парламентарий.
Он отметил, что на сегодняшний день для разных категорий педагогических работников установлена разная продолжительность отпуска. Авторы законопроекта считают, что удлиненный отпуск повысит качество работы учителей.
20.07. Зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс в ходе беседы с «Москвой 24» поддержал законопроект, который позволит обеспечить педагогов удлиненным отпуском, вернуть им право досрочно выходить на пенсию и установить, что средняя зарплата учителя должна быть не ниже средней по региону.
«Для учителей, конечно, это необходимо. Потому что общество перед ними в долгу. Другое дело – получится ли сразу все решить. Возможно, это будет происходить поэтапно», – считает Кресс.
Главное в развитии общества – это образование, а в основе образования стоит учитель.
22.07. Глава правительства РФ Михаил Мишустин согласен с необходимостью уходить от системы «средней зарплаты», передает корреспондент ИА REGNUM 22 июля. Речь идет о зарплатах врачей и учителей.
«Я предлагаю обсудить и изменить эти параметры. Я думаю, что меня слышит министр экономического развития, и мы обязательно обсудим, как измерять, честно нам говорить о зарплатах. Инструменты имеются», – заявил Мишустин.
Он предложил уйти от «среднего градуса по больнице» в ряде экономических параметров.
«Не среднем градусам мерить, а в соответствии со стандартом жизни региона – потребительская только корзина у нас отличается в разы от севера до юга», – указал он.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин указал на то, что параметр важен при обсуждении федерального бюджета.
«Правильно было бы эти темы обсудить именно в привязке возможности регионов. Потому что отличается бюджетная обеспеченность почти в семь раз. А раз она почти в семь раз отличается, нам правильно было бы посмотреть на эти проблемы с позиций тех регионов, где люди живут, но у них нет возможностей таких», – сказал он.
22.07. Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил правительству РФ отказаться от понятия средней зарплаты применительно к учителям и врачам. С соответствующей инициативой председатель нижней палаты обратился к главе кабмина Михаилу Мишустину в ходе его отчета в Госдуме.
«Михаил Владимирович, вот что касается средней заработной платы учителя и врача – нам надо, может быть, даже обсудить этот вопрос и принять решение уйти от разговоров о средней зарплате», – сказал Володин. По его словам, их средняя зарплата в регионах «отличается в разы». «Поэтому когда, допустим, вы говорите про среднюю заработную плату в размере 40 тысяч, ее нет у учителя. И такая же ситуация по врачам», – подчеркнул политик.
В качестве примера председатель нижней палаты привел зарплату начинающих учителей, которая, по его словам, может составлять 18 тысяч рублей. «И по этой причине, когда звучит цифра 40, нам сразу наши избиратели, учителя, с кем мы постоянно в контакте, говорят: где вы нашли такую зарплату? Поэтому правильно было бы профильным министерствам это учесть», – отметил он.
Володин в связи с этим также затронул вопрос бюджетной обеспеченности регионов, которая серьезно отличается. «Нам правильно было бы эти темы обсудить именно в привязке к возможностям регионов. Потому что отличается бюджетная обеспеченность почти в семь раз», – заметил спикер.
22.07. Учителя, работающие в регионах России, получают зарплаты гораздо ниже тех, о которых рапортуют чиновники, отмечает зампред Госдумы России Ольга Тимофеева.
«На самом деле в регионах таких зарплат нет. Они в два раза ниже», – прокомментировала Ольга Тимофеева цифру в 40 тысяч рублей, которую обозначил в отчете перед депутатами Госдумы России глава российского правительства Михаил Мишустин.
«Мы услышали в отчете среднюю зарплату учителей в 40 тысяч рублей. Учителя говорят: это враньё, лукавство цифр», – сказала вице-спикер Госдумы России.
«Есть Москва и Санкт-Петербург, а есть, к примеру, Ставропольский край, где средняя зарплата учителя 26 837 рублей», – обратила внимание Ольга Тимофеева, избранная в Госдуму от Ставрополья.
По ее словам, после отчета Михаила Мишустина было решено «изменить методику расчета, посмотреть реальные цифры».
23.07. Изменения в аттестации педагогических работников в 2020 году. Главная новость по теме – срок действия категорий, которые истекают в период с 1 апреля по 1 сентября 2020-го, продлен до конца года. Так распорядилось Минобразования (Приказ № 193 от 28.04.2020). При этом зарплаты все это время должны оставаться на уровне имеющихся категорий, поясняет Министерство просвещения в письме № ВБ-993/08 от 08.05.2020. Это значит, что, если из-за коронавируса аттестация педагогов в 2020 году не была проведена вовремя, паниковать не надо – время есть, все должны успеть. Если категории еще нет или есть желание повысить ее с первой до высшей, это можно сделать. Надо направить соответствующий запрос в комитет по аттестации – почтовым письмом или посредством электронной связи. Последний способ предпочтителен, именно его рекомендует Минпросвещения.