С докладом «Развивающее обучение и его влияние на развитие образования» выступил Борис Эльконин, ректор Открытого института «Развивающее образование», главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ.
Эксперт рассуждал над ключевой интригой развивающего обучения с опорой на тенденции развития образования: вовлеченность и переход от обучения к учению.
Вовлеченность – вызов взрослого, на который отвечает ребенок и вовлекается в обучение. Но вовлеченность – двойственная вещь, ведь и вовлеченность взрослого (педагога) также важна, ведь педагог должен быть вовлечен в свою предметную область.
Учебная задача имеет две фокусировки: акцент на перевод конкретной практической задачи в учебную и акцент на общем способе действия.
Переход от обучения к учению. Процесс развития всегда связан с преодолением. В развивающем обучении преодоление реализуется в общем способе, ведь даже введение научного понятия – своего рода преодоление. Как возникает и как можно инициировать сам детский вопрос, соответствующий теоретическому мышлению, научным понятиям – ключевой вопрос дидактики развивающего обучения.
Учебная задача – потенция определенного типа мотивационного конфликта. Очень везет людям, которым нравится то, что от них требуется. Учебная деятельность в мотивационном смысле формирует мотивационный конфликт. Важно, чтобы в каждом школьном обученческом акте была эта конфликтная развилка.
Борис Эльконин дал совет педагогам, начинающим работать в развивающем обучении: «Если учитель начинает эту работу в школе, где дисциплинарная практика устроена властным образом, то это будет имитацией развивающего обучения, а если в школе намечена профессиональная коммуникация опытных учителей, то начать будет интересно и легко».
Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» выступил с докладом «Особенности проектирования образовательной программы для первого года обучения. Место «цифры» в образовательном процессе первоклассников».
Эксперт представил сетевой проект, пробу коллектива школ развивающего обучения по организации дистанционного образования в условиях развивающего обучения. По мнению Алексея Воронцова карантин – шанс выйти на другой уровень организации массового общего образования. Простой перенос классно-урочной системы в условия удаленного доступа участников образовательного процесса невозможен и более того неэффективен – подчеркнул эксперт.
Стратегическая задача – освоить совместную работу (учителя и учащихся) в удаленном доступе на основе деятельностного подхода.
Модель обучения состоит из системы проектных задач, самостоятельной работы учащихся, презентаций/проверочных работ и итогового образовательного события.
Образовательный процесс в данной модели строился на следующих ключевых базовых действиях:
- «Перенос» освоенных на уроках в течение года предметных способов действия, предметных средств в нестандартную, квазиреальную, модельную ситуацию за пределы урока с помощью системы решения проектных задач;
- «Проба» своих возможностей при решении разных предметных задач через выбор задач для себя;
- Учебное сотрудничество в малой группе (взаимодействие) при решении проектных задач. Коммуникация (письменная и устная) внутри группы с использованием цифровой платформы;
- Рефлексия способа, средств действия и результата решения задачи с помощью четырех основных приемов: «софизмы» (работа с разными вариантами решения и определение своей позиции относительно их); составление задач на установленный способ действия (как научить другого решать подобные задачи); формулирование «умного вопроса» взрослому, другому человеку; работа с оценочными процедурами (критерии, оценочный лист и так далее);
- Работа с моделями, схематизация по тексту. Работа с текстом разными способами;
- Публичное выступление (развитие монологической речи) как в учебной деятельности, так и в других видах деятельности (творческие конкурсы, творческие мастерские). Работа с информацией, ее отбор, переработка.
За три проектные задачи в общей сложности дети каждого класса работали над 68 задачами по четырем учебным предметам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение).
Особенности задач:
- Неадаптивные, неочищенные, большие по объему тексты, повышенного уровня сложности (специально для работы в малой группе и со взрослым) тексты как печатные, так и в видеороликах (тексты инструктивного плана);
- Требующие развернутых ответов, с обоснованием своей точки зрения, письменной дискуссии по обсуждению разных точек зрения;
- Работа с составными текстами (график, письменный текст, рисунок), требующие рисование схем, таблиц, диаграмм, чертежей, рисунков;
- Задачи рефлексивного плана (найти ошибки, объяснить другому, провести самооценку, работа с критериями, взаимооценка действий друг друга);
- Носят межпредметный характер, не имеющие однозначно правильного ответа;
- Задачи, требующие составление задач для других.
Линия самостоятельной работы строилась как альтернатива домашнему заданию. Все этапы осуществляет сам ребенок: отбирает учебный материал (темы), его количество, уровень сложности, время выполнения, планирование, контроль, самооценка, принятие решения о направлении работы на оценку, отбор материала для публичной презентации (формирование инициативного, ответственного действия, умение планировать и следовать ему). На этом этапе проходит формирование контрольно-оценочной самостоятельности.
По мнению эксперта, образовательными эффектами линии творческих конкурсов и мастерских является:
- Развитие познавательного интереса у младших школьников;
- Выбор своего «дела», где своими руками и головой делаются коллективные продукты;
- Межшкольное сотрудничество и коммуникация в удаленном формате;
- Освоение цифровых инструментов, сервисов, платформ для изготовления своих «продуктов»;
- Изучение внутреннего «устройства» сетевой школы, «школьный барометр»;
- Формирование навыков группы «4К» (креативность, критичность, кооперация, коммуникация).
Алексей Воронцов подчеркнул, что занятие в классе и занятие удаленным способом – принципиально разные формы образования. Меняется все: от содержания обучения до позиции учителя, ребенка и его родителей. При этом построение образовательного процесса более гибкое, свободное, акцент на самостоятельную работу учащихся, включая групповые формы.
Без специальной цифровой среды, в которой каждый ребенок строит свое образование, невозможно решить проблемы индивидуализации и персонализации общего образования. Большинство цифровых платформ – это готовые формы, банк занятий, уроков, образовательных ресурсов. Они должны быть для того, чтобы из них смог сам учащийся формировать свою индивидуальную образовательную программу.
«Надо расширять возможности сетевых образовательных событий, эффективность дистанционного образования возможна только через сетевые форматы. Монополия на школу, монополия на одну цифровую платформу прошла, нужно кооперация, взаимодействие разных форматов, чтобы был реальный выбор своего пути и ребенком, и педагогом» – подчеркнул Алексей Воронцов.
Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» представил доклад «Нормативно-правовое обеспечение «запуска» классов развивающего образования».
Роман Селюков отметил, что программы и технологии развивающего образования имеют серьезную специфику по сравнению с традиционными программами и технологиями. Эта специфика должна быть отражена в основной образовательной программе уровня общего образования школы. Именно основная образовательная программа школы является базовым документом, который нормативно обеспечит практику развивающего образования школы. При этом ФГОС начального общего образования дает широкие возможности школе по регулированию содержания обучения и образовательного процесса. В интересах школы, вводящей развивающие практики в обучении, максимально точно и четко отразить специфику реализуемых технологий в основной образовательной программе, так как это позволит не только организационно обеспечить ее реализацию, но еще и защитит саму школу от типовых формальных внешних проверок, так как проверяющего должно интересовать два фокуса: насколько основная образовательная программа соответствует требованиям ФГОС и насколько образовательная практика школы соответствует той основной образовательной программе уровня общего образования, которая принята решением педагогического совета и утверждена директором школы.
При этом права и полномочия школы в реализации образовательного процесса на федеральном уровне определены очень широко.
Рекомендуется управленчески выстроить рамки образовательного процесса, проработав содержательно статьи ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»:
- статья 13 – Общие требования к реализации образовательных программ;
- статья 15 – Сетевая форма реализации образовательных программ;
- статья 16 – Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- статья 17 – Формы получения образования и формы обучения;
- статья 28 – Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации;
- статья 34 – Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования;
- статья 44 – Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- статья 58 – Промежуточная аттестация обучающихся.
В заключение эксперт представил перечень локальных нормативных актов, которые помогли бы школе обеспечить внедрение технологии развивающего образования в начальной школе: положение о рабочей учебной программе школьной дисциплины, курса, модуля; программа учебного предмета; положение об электронном классном журнале; положение об организации внеурочной деятельности обучающихся; положение о текущем контроле и промежуточной аттестации на уровне начального общего образования; положение о сетевой форме реализации образовательных программ; положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ; положение о цифровой информационной среде; рабочий учебный план и план внеурочной (внеучебной) деятельности.
Иван Трифонов