События
Аналитика

Итоговый пленум сетевой Межрегиональной апрельской онлайн конференции «Эврика – Авангард»

24 апреля 2021 года состоялся итоговый пленум сетевой Межрегиональной апрельской онлайн конференции «Эврика – Авангард» – «Стратегия развития образования» в рамках «Инициативы ФГОС 4.0».

Итоговый пленум был проведен в формате обсуждения направлений деятельности инновационных площадок в контексте обсужденной на панельных дискуссиях проблематики формирования стратегических задач системы образования.

Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, и Татьяна Ковалева, президент МОО «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация», заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, подвели итоги панельной дискуссии «Преадаптивная предметность образования».

Татьяна Ковалева зафиксировала тезис об экосистемном взгляде на систему образования, какой он ресурс дает взрослым, размышляющих о будущем образования.

Прежде всего такой взгляд позволяет фокусироваться на среде (не только натурально обустроенная территория, но и рефлексивное пространство). Во-вторых, такой взгляд позволяет фокусироваться на сетевой природе образования. В-третьих, такой взгляд позволяет держать и управленческий фокус в формате распределенного и опосредованного управления. Все три этих фокуса позволяют зафиксировать перспективные направления инновационной деятельности в условиях цифровой трансформации образования.

Было отмечено, что мы всегда говорим, что ключевой код человека – его непредсказуемость. Преадаптивность – не просто готовность к непредсказуемости мира, а готовность к непредсказуемости изменения себя. В этом ключевая суть преадаптивной нормы.

Александр Асмолов зафиксировал, что при разработке стратегии развития образования необходимо зафиксировать проблему: как работать со сложностью? Стратегия развития образования – это стратегия развития чувствительности системы образования к разнообразию.

Михаил Богуславский, заведующий Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», отметил, что три паттерна развития образования сегодня явным образом проявляются в современности: преадаптивность, экосистема и персонализация. Эти паттерны могут определять направления инновационной деятельности на современном этапе.

Результаты панельной дискуссии «От таксономии к онтологии перспективной системы образования» представил Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета. Участники дискуссии рассмотрели электронный сервис «Московская электронная школа». В определенную систему хештегов в этой системе учителя оформляют и кладут разрабатываемые ими материалы. Материалы, которые выкладываются в систему, не позволяют в полной мере сказать о результативности, которую позволяют достигать эти материалы, так как результаты описываются слишком общё. Была предпринята попытка распределить (пометить новыми хештегами) эти материалы по следующим уровням: репродуктивный, продуктивный и рефлексивный. Это позволяет в какой-то степени автоматически выкристаллизовать представления о результативности материалов. Но при этом, все равно самые ценные результаты личностной рефлексии участников образовательного процесса не ухватываются таксономией. В этом проблематика развития представлений о содержании образования.

Павел Сергоманов, руководитель направления Дивизиона «Цифровые платформы образования», ПАО Сбербанк, доцент НИУ ВШЭ, отметил, что цифровой инструментарий позволяет объективировать процесс целеполагания ребенка, сделать очевидным его субъектность. В аналоговых форматах образования такая возможность была практически отсутствовала.

Александр Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», Алексей Семенов, директор Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга ФИЦ ИУ РАН, Вадим Чеха, эксперт в сфере образовательного и финансового права, и Геннадий Блинов, методист информационно-методического центра г.Красноярска, представили результаты панельной дискуссии «Цифровые институты, новая природа нормы».

Вадим Чеха зафиксировал тезис о том, что фактическое расширение личности учителя под влиянием цифровизации снижает субъектность его деятельности. В этом смысле направлением проектов инновационных площадок может быть изучение новой субъектности в образовании.

Александр Адамский отметил, что российское образование вступает в полосу, отчасти напоминающую виток развития образования 1980–1990-х годов. Появляется актуальная предметность изменений в образовании: не только и не столько педагогическая предметность, но и правовая предметность

Алексей Семенов зафиксировал, что исходная база для изменения норм в системе образования – признание представлений о расширенной личности (человек и цифровые средства – на современном этапе). Мнимые или фактические запреты на использование детьми цифровых инструментов не позволяют реализовать уже имеющиеся нормативные возможности развития детей, расширяя их личности за счет легализации цифровых инструментов. Обозначенная фиксация определяет новые направления инновационной деятельности в образовании.

Геннадий Блинов представил модель дельта-протокола, которая позволяет сформировать представления, каким образом может формироваться в ситуации неопределенности и непредсказуемости мира новая норма из рефлексии становящихся норм деятелей в образовании. Протокол нормирования должен обеспечить процесс воспроизводства, а с другой страны протокол должен задать дельту развития на основе анализа становящихся онтологий, выкристаллизовывая представления о норме из разнообразных практик.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, характеризуя направления инновационной деятельности на современном этапе отметил, что инновации в образовании должны удовлетворять как минимум двум критериям: инновации должны быть интересны во вне (например, должны удивлять детей, педагогов), эффективность инноваций должна быть доказательна.

Александр Адамский в заключении итогового пленума зафиксировал два тезиса.
Первый тезис. На сегодняшний день крайне необходимы проекты, направленные на гармонизацию разных представлений об образовании, разных направлений деятельности и разных норм.

Как происходит становление нормы из рефлексии разного? Новая норма, реализующая принцип индивидуальности в образовании, например, должна позволять тысячам разных детей иметь тысячи индивидуальных учебных планов, тысячи расписаний и тысячам форматам аттестации результатам существовать легально и эффективно. Нормализация онтологий разных деятельностей должна становиться направлением инновационной деятельности.

Второй тезис. Если мы соглашаемся с ценностью институтов, тогда мы должны говорить о нормах приятия новых вбросов в пространство обсуждения норм. Конвенциональное принятие норм требует апгрейда норм в реальном времени.

Подводя итоги конференции «Эврика-Авангард», Александр Адамский заметил, что инновационная деятельность и инновационное движение – это, конечно же ресурс развития системы образования, но прежде всего это ресурс для развития самих инноваторов.

Опираясь на богатое культурное наследие российской и мировой педагогической мысли, мы можем совместно строить представление о следующем шаге развития образования – завершил эксперт.

Иван Трифонов


26 апреля 2021 года в 15.00 в рамках сетевой Межрегиональной апрельской онлайн-конференции «Эврика – Авангард-2021» состоится круглый стол с участием министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова на тему «Государственные задачи и инициативы в системе образования» в рамках «Инициатива ФГОС 4.0».


Сергей Кравцов выступит с сообщением «Стратегические задачи системы общего образования России».


Программа события и регистрация