10 июня состоялась работа группы «Развивающее образование – начальная школа»
10 июня 2020 года в рамках дистанционной сессии «Развивающее образование» для проектных команд города Красноярска и города Южно-Сахалинска состоялась работа группы «РО – начальная школа».
Модератор группы Алексей Воронцов, директор Открытого университета «Развивающее образование», представил спикеров группы, предоставил им слово и предложил всем слушателям задавать спикерам вопросы.
Елена Чудинова, соавтор УМК «Окружающий мир» издательства "БИНОМ.Лаборатория знаний", рассказала об особенностях данного курса в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. В состав УМК входят, кроме самой программы, обозначающей границы возможных результатов, методическое пособие, которое поможет учителю организовать детскую активность (выстроить учебную деятельность), учебник и рабочие тетради, поддерживающие детскую самостоятельность, и дидактические материалы, служащие и для организации индивидуальной траектории для детей, и для усиления важных аспектов (например, организации работы с информационным текстом). Кроме того, Елена Васильевна представила цифровые ресурсы для учителей, а также книги для родителей.
Среди главных особенностей курса автор назвала наличие практических проб, экспериментирования, наблюдений, измерений, а также работу с информационным текстом и учебное моделирование.
Галина Цукерман, доктор психологических наук, ведущий сотрудник психологического института РАО, соавтор букваря Д.Б. Эльконина издательства "БИНОМ. Лаборатория знаний", начала свое выступление с ответа на вопрос о том, какие особые компетентности учителя нужны для работы в логике развивающего образования. «Этот вопрос, - сказала она - волнует меня уже полвека. В работе талантливого учителя определяется зона ближайшего развития, также, как и в деятельности талантливого ребенка. Одна есть специальная компетентность учителя - это особая чувствительность к детской инициативе, способность подхватывать эту инициативу и строить так называемое взаимонаправленное действие».
Рассказывая о системе РО на примере «Букваря» Д.Б. Эльконина, Галина Анатольевна уточнила, что это был первый учебник, написанный в логике РО и первый букварь, в котором были учтены две гениальные догадки Эльконина: работа со схемами слов и постановка учебной задачи. Г.А. Цукерман (совместно с О.Л. Обуховой) является соавтором методического пособия к букварю и спутникам букваря «Обучение грамоте по системе Д. Б. Эльконина» и книги «Письмо родителям первоклассников, обучающихся грамоте по букварю Д.Б. Эльконина», в которых объясняется связь между игровой инициативностью и деятельностью учения. «В учебной инициативе будет все так, как диктует логика предмета, которую Я постигаю (в отличие от игровой деятельности дошкольника, особенно в сюжетно-ролевой игре, где все будет так, как Я решил). Плавным переходом от игры к учению является понятийная игра».
Елена Восторгова, директор центра проектного творчества «Старт-ПРО» МГПУ, соавтор букваря В.В. Репкина, автор издательства "БИНОМ. Лаборатория знаний" рассказала участникам сессии о ведущих подходах, использующихся в развивающем образовании: задачном (вместо изложения - задача, вместо констатации факта - вопрос), практический (вместо объяснения - практическое действие, задание), исследовательский (вместо правила - поиск закономерностей, вместо заучивания - анализ и выводы). Также Елена Вадимовна рассказала о результате обучения учеников начальной школы по УМК по русскому языку авторского коллектива под руководством В.В. Репкина: дети могут не только прочитать и написать слово, но и объяснить, почему они это делают именно так; дети знают, зачем нужна каждая буква русского алфавита, могут определить её «работу» в любом слове. В итоге русская графика предстает перед ребёнком как стройная система, опирающаяся на общие способы письма и чтения, что создает лучшие условия для развития у ребёнка желания и умения учиться.
Лариса Тимченко, ведущий специалист Центра психологии и методики развивающего обучения ХГПИ, автор учебников по русскому языку и обучению грамоте для начальной школы, рассказала о составе и особенностях УМК «Русский язык» для 1-4 классов (авторы С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко, который вышел в издательстве "БИНОМ. Лаборатория знаний")). К особенностям данного УМК можно отнести логику движения от абстрактного к конкретному, опору на реальный опыт ребенка, зону его ближайшего развития, задачный характер содержания, опору на моделирование как важнейший этап учебной деятельности и систему заданий, направленных на формирование у учащихся действий контроля и оценки.
Зинаида Новлянская, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, соавтор курса «Литературного чтения», автор издательства "БИНОМ. Лаборатория знаний", рассказала о школьном предмете «Литература» как о «воротах в мир искусства».
Елена Матвеева, автор букваря, учебников и методических пособий по литературному чтению и русскому языку (издательства "БИНОМ. Лаборатория знаний"), рассказала слушателям курсов о формировании читательской компетентности в начальной школе как предметном и метапредметном результатах развивающего обучения.
Сергей Горбов, старший научный сотрудник Психологического института РАО, лаборатории проектирования деятельностного содержания образования ИСП МГПУ, соавтор курса математики для начальной школы, рассказал об особенностях курса математики в логике развивающего образования. Ключевыми принципами в построении такого курса он назвал то, что обучение должно строиться не через передачу готовых знаний, а путем построения их самими учащимися в процессе специальным образом организованной учебной деятельности; содержание должно разворачиваться «от общего к частному», что позволяет рассматривать математические понятия не изолированно друг от друга, а с единых позиций, дает учащимся возможность видеть перспективу своего продвижения в предмете; математические понятия должны строиться как модели различных объектов, что позволит рассматривать их средство описание внутри- и внематематических реальностей.
Подводя итоги работы группы, Алексей Воронцов поблагодарил всю команду выступающих авторов за содержательные и очень полезные выступления.