События
Конференции и семинары

Александр Адамский: Обучение не может быть развивающим, если ребенок воспроизводит образец

23–25 ноября «Эврика» проводит экспертно-методический семинар для педагогов и руководителей московской школы № 1065. Тема семинара – развивающее образование в начальной школе: персонализация и оценка результатов в соответствии с ФГОС.


Перед началом семинара Мария Кузнецова, директор школы № 1065, предложила педагогам погрузиться в суть, методы и результаты развивающего обучения для формирования мотивации.


Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский обозначил контекст развивающего образования, когда советские психологи Даниил Эльконин, Леонид Занков и Василий Давыдов выдвинули гипотезу, что результатом образования является не объем запомненных сведений, а способ действия. Затем эта идея получила развитие до способа действия в условиях неопределенной ситуации. Именно из этого тезиса родилась система развивающего обучения, объяснил Адамский. По мнению эксперта, уже тогда были заложены основы индивидуализированного образования, как альтернатива фронтальному и репродуктивному характеру обручения.


«Обучение не может быть развивающим, – уверен научный руководитель "Эврики", – если в результате образования ребенок будет воспроизводить образец, и не будет сформирована способность действовать самостоятельно. Учитель развивающего обучения создает учебную ситуацию, которая мотивирует ребенка на самостоятельное действие. Создание учебной ситуации является проектным ходом в развивающего обучения».

По его мнению, пандемия проявила:

  • необходимость интеграции основного и дополнительного образования;
  • интеграцию моноязычного и полилингвального образования;
  • интеграцию индивидуализации и персонализации с коллективным и групповым взаимодействием;
  • приоритет мотива, интереса и увлечения над давлением авторитарного фронтального принуждения;
  • непрерывность образования. 

Эксперт считает, что современная версия развивающего образования – это Я-образование, которое построено вокруг персонального развития ребенка.

Но при этом реализовать развивающее образование без цифровых инструментов невозможно, хотя «цифра» может реализоваться в полной мере в развивающем образовании.


«Запихнуть цифровые инструменты в репродуктивные фронтальные способы обучения – это все равно, что забивать гвозди микроскопом», – подытожил Адамский.

Он также отметил, что под развивающим образованием надо понимать развитие мышления и других психических функций при определенной структуре учебной ситуации и учебной задачи плюс интегрированные инновационные направления: смешанное обучение, расшколивание, полилингвальность и пр.


Развивающее образование должно быть обеспечено цифровыми инструментами, в которых и с помощью которых ребята в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми будут двигаться из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.


Людмила Боросгоева