События
Аналитика

Аналитика конференции "Авторская школа «Эврика»": открытие

24 октября 2020 года состоялось открытие конференции Авторская школа «Эврика»: «Онтология экосистемы регулирования образования».

С приветствием участников конференции выступил Виктор Басюк, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, который заметил, что понятие «экосистема» сегодня активно входит в разные сферы как социальный термин. В системе образования под экосистемой мы понимаем все, что нас окружает и регулирование всех процессов требует грамотного управления экосистемой.

Виктор Басюк обозначил тенденции, которые характерны для современного этапа эволюции управления системой образования в Российской Федерации:
  1. Увеличивающееся разнообразие условий деятельности образовательной организации. Отказ от активной позиции по отношению к растущему разнообразию будет вести к усилению децентрализации управления и утратит управляемость системой. Выходом здесь может быть управление разнообразием и выравнивание условий деятельности, при этом разнообразие условий может расцениваться как благо, если оно не будет ущемлять базовых прав человека. Вторым выходом может быть баланс «мягких» (рейтинги, методические документы, где есть вариативность) и «жестких» (нормативно-правовые регуляторы) инструментов управления.
  2. Высокая степень политизации управления и высокая степень поляризации оценок управленческих решений. Вырабатываемое управленческое решение сегодня должно быть конвенциональным: в нем должны быть согласованы интересы ключевых социальных групп. В противном случае – каким бы грамотным решение не было, с большой вероятностью оно наткнется на общественную критику и противодействие. Выходом из данной ситуации может быть пересмотр профессиональных компетенций работников образования и управленцев, которые работают в отрасли.
  3. Проблема современного общества, входящего в эпоху тотальной цифровизации. Здесь знание технологических возможностей, связанных с тиражирование, обработкой, передачей информации существенно превышает ее качественное осмысление. Все больше усилий тратится на сбор информации, но все меньше гарантий того, что она будет использована для рационального управления и достижения образовательной цели. Переход от ситуативного подхода к созданию и развитию информационной системы к подходу проективному, основанному на понимании всей отраслевой архитектуры данных может стать решением данной проблемы.
  4. Развитие технологической инфраструктуры социального пространства, в котором действует современная школа. Индивидуализация социальной жизни порождает цифровую транспарентность всех участников образовательных отношений. На эти обстоятельства система образования может ответить тем, что часть жизни участников образовательных отношений должна быть предметом нормативного регулирования.

Отдельно стоит задача перестройки системы взаимоотношений, в основе которых должен лежать способы организации совместной деятельности, основанный на взаимной ответственности и сотрудничестве. «Мы должны направить наши усилия на поиск способов осознанного и целенаправленного формирования поведенческих привычек и профессиональных качеств, которые позволят минимизировать конфликтный потенциал цифровой транспарентности» – подчеркнул Виктор Басюк.

В завершении своего выступления Виктор Басюк отметил, что ценность системных общественно-профессиональных площадок, как конференция Авторская школа «Эврика» состоит в свободном обсуждении актуальных и острых тем, по которым предстоит искать общее понимание, искать совместные решения, укладывая их в единую стратегию управления и развития системы образования.

Юрий Зинченко, президент Российской академии образования, приветствуя участников конференции, акцентировал внимание на необходимости развития дополнительных психологических компетенций учителей и обучающихся в ситуации неопределенности и непредсказуемости, которая имеется сейчас. Важно обратить внимание и на персонализацию образования – важнейшее условие успешной социализации выпускников школ в будущем.

Что такое воспитательная деятельность в условиях цифровой образовательной среды? Как ее эффективно организовать и обеспечить в условиях дистанта? Эти вопросы также остро стоят перед современной системой образования России. С одной стороны, необходимо адаптироваться к современной ситуации, но адаптация не является целью или конечной точкой. Важно параллельно с ней создать ситуацию развивающего сетевого цифрового образования.

Юрий Зинченко зафиксировал необходимость перехода к опережающей модели регулирования образования – уже сейчас видно, что в условиях высокой динамики изменений и глобальной цифровизации важно по-новому взглянуть на саму систему регулирования. Система регулирования – для развития системы образования, а не для ее формального соответствия внешним вызовам – подытожил академик.

Итоги II Южно-Сахалинского образовательного форума, организованного под научным руководством АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», представил Сергей Надсадин, мэр г. Южно-Сахалинска.

На II Южно-Сахалинском образовательном форуме были зафиксированы достижения, определены точки роста и поставлены задачи для следующего шага развития Южно-Сахалинска в качестве муниципальной площадки пилота инновационных образовательных проектов. Наша ключевая задача – создание организационных нормативно-правовых и финансово-экономических условий реализации индивидуальных образовательных программ учащихся – подчеркнул Сергей Надсадин.

В рамках Форума мы запустили модельные события, в которых принимали участие педагоги и ученики Гимназии № 2 Южно-Сахалинска и Школы № 2 города Макарова. Более сотни учеников 9 классов в дистанционном взаимодействии с педагогами при поддержке тьюторов реализовывали принципиально иную модель организации образовательного взаимодействия. Она обеспечивает реализацию индивидуальных образовательных программ учеников при сетевом взаимодействии образовательных организаций Сахалинской области. Это этап, который мы совместно с региональным Министерством образования воспринимаем в качестве лабораторной работы, направленной на обеспечение индивидуализации образования и повышение качества и доступности образования в городе Южно-Сахалинске и Сахалинской области.

Сегодняшнее моделирование сетевой школы – это отработка технологий, которые обеспечивают также цифровую трансформацию образования, при которой кардинально меняется тип взаимодействия всех участников образовательного процесса. Этого невозможно достичь без квалифицированных кадров и подготовки учительского сообщества. Мы гордимся нашими педагогами: это профессионалы, увлеченные люди. Увлекая своих учеников, они делают все возможное, чтобы раскрыть потенциал детей.

За год мы запустили два системных проекта: развивающее образование для всех в начальной школе и полилингвальное образование дошкольников в детских садах. Они обеспечивают технологическое переоснащение наших педагогов, настраивают их на решение перспективных, региональных и федеральных задач.

Мы живем на приграничной территории, которая инвестиционно очень привлекательна. Уже сегодня назрела социально-экономическая потребность во владении каждым человеком несколькими иностранными языками. Граждане Сахалинской области должны становиться конкурентоспособными, и на мировом рынке труда в том числе. Задумывая и обеспечивая реализацию инвестиционных проектов на нашей территории, мы считаем, что развитие детей в многоязычной среде, – это очень перспективная технология, ее необходимо осваивать и внедрять, начиная, конечно же, с дошкольного образования. Уже больше года мы расширяем сеть полилингвальных детских садов в нашем городе. Сейчас их уже 16. Здесь не ставится специальная задача научить детей в совершенстве владеть иностранными языками, а на самом деле реализуется уникальная технология развития детей в многоязычной образовательной среде.

Мы уже не первый год работаем над тем, чтобы вся инфраструктура города могла работать на образование. Южно-Сахалинск сегодня – это флагман развития образования в области. Строя новые школы, мы работаем над переводом обучения в одну смену для наших ребят – такая задача поставлена на государственном уровне. И современное оборудование, самые передовые технологии, усилия родителей и властей всех уровней – сегодня все эти факторы подчинены одной цели: сделать все для того, чтобы нашим детям было по-настоящему интересно и комфортно учиться в наших школах.

Южно-Сахалинск должен становиться городом образования. Реализация модели «расшколивания» дает возможность включить богатую, культурную, научную и производственную структуру города в образовательные программы учащихся. Так, при формировании профильных классов в школах заключаются соглашения о сотрудничестве с потенциальными работодателями. Также мы реализуем уникальные совместные проекты школ, учреждений культуры, спорта.

Сергей Надсадин считает очень важным и взаимодействие с главным вузом – Сахалинским государственным университетом. Это профессиональное общение педагогов, школы и вуза в решении актуальных проблем образования, а также система профориентационных мероприятий. Сегодня старшеклассники активно включаются в региональный проект «Школа будущего студента», в рамках которого ученики знакомятся с университетской жизнью, делают первый шаг в определении будущей профессии.

Губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко поставлена задача: создать в регионе такие условия, чтобы люди хотели здесь жить, работать, создавать семьи. А, следовательно, к этому вызову должна быть и готова система образования города.

Перспектива развития Южно-Сахалинска напрямую связана с профессиональными кадрами, выращенными на островах. Необходимо разработать персонифицированную модель развития каждого ребенка с 3-х до 18-ти лет, основанную на фиксации индивидуального запроса семьи, образовательных результатов, обеспечения его ранней профессиональной ориентации и выстраивания дальнейшего маршрута профессионального образования и закрепления будущего специалиста в экономике Сахалина.

Нам предстоит определить, какие условия обеспечивают эффективное общее образование наших детей, а значит и социально-экономический рост всего региона. В планах переход на персонифицированное образование, усиление сетевых форматов образования, развитие механизмов общественного управления. Считаю необходимым привлечение к участию в управляющих советах образовательных организации людей, достигших высоких результатов профессиональной, экономической, политической и общественной деятельности – завершил Сергей Надсадин.

Иван Трифонов,

Екатерина Абрамович