События
Образовательные события

9 июля в 18.00 состоится очередное заседание клуба «Норма и деятельность», продолжаем перечитывать классиков»

В этот раз мы обсудим «Педагогику угнетенных» – книгу Паулу Фрейре о принципах педагогики с новыми взаимоотношениями учителя, ученика и общества, и книгу Ивана Иллича «Освобождение от школ», в которой представлен альтернативный взгляд философа и человека будущего на современное образование.

С основным докладом выступит основатель Global Education Futures, эксперт Сколковского центра трансформации образования Павел Лукша. Мы попросили его рассказать о критериях выбора авторов, которым он посвятит свое выступление, и кратко изложить тезисы своего доклада.

– Обе работы – «Педагогика угнетенных» и «Освобождение от школ» – были написаны в начале 1970-х годов. Несмотря на то что их авторы – Паулу Фрейре и Иван Иллич – стартовали с разных идеологических позиций (один был марксистом, другой – католическим священником), они выражают схожие представления о том, как можно изменить модель педагогики. Оба ученых убеждены, что педагогика, сложившаяся в течение многих веков, настроенная на принуждение, на трансляцию знаний и культурных паттернов, должна остаться в прошлом, а ей на смену придет система образования, дающая больше свободы и самостоятельности ученикам. Об ученикоцентрированной системе много говорит академик РАО Александр Асмолов, опираясь на теорию Выготского, но на самом деле Паулу Фрейре и Иван Иллич проработали эту систему наиболее глубоко. Они обосновали ряд принципов, которые опираются на самостоятельность ученика, на готовность к познанию и развитие этой способности, на его любознательность, на совместное созидание знания, а не на простое его усвоение.

Но если Фрейре пишет о том, как надо учить, то Иллич предлагает определенную систему. В 1970-е, когда вышла его книга, ее идеи нельзя было реализовать на практике, поскольку в ней говорилось о неких сетевых сообществах по интересам для совместного решения образовательных задач.

Построение таких сообществ стало технологически возможным и востребованным фактически в последние 10–15 лет, когда появился массовый доступ населения к интернет-услугам.

Сегодня ученикоцентрированная система обучения, построенная на альтернативных способах познания, актуальна как никогда.