«Повернись лицом к детям» – интенция, которая должна определять характер взаимодействия классного руководителя с детьми. Но что это значит? Как современный руководитель класса понимает (догадывается), что нужно делать для того, чтобы воспитывать детей? До сегодняшнего дня практически нет специальных программ, которые позволяют научить классного руководителя тому, что нужно делать, чтобы воспитывать определенные качества личности учащегося.
Формальный подход «привития» некоторой ценностной картины мира ребенку со стороны взрослого как-то срабатывал в жесткой идеологической рамке, например, в СССР. Но, как показывает жизнь, этот путь не универсален. Без субъектности деятельности педагога и ребенка процесс воспитания не приносит своих плодов.
Александр Адамский поставил перед участниками семинара вопрос: «Что движет конкретным классным руководителем, когда он совершает то или иное воспитательное действие?»
Александр Оджо: «Помочь ребенку освоить правила и нормы, которые помогут ему самореализоваться, слышать других людей, быть услышанными другими людьми».
Мария Герасимова: «Поделиться знаниями, передать опыт».
Ирина Кудряшова: «Призвать детей к коллективной деятельности».
Комментируя реплики участников семинара, Александр Адамский зафиксировал, что для него очень важно в прозвучавших позициях опора на понятие «норма». Возможно ли безусловную закономерность в обществе (социальную норму) корректно «передать» молодому поколению? Ответственность педагога за последующее поведение детей, осваивающих социальные нормы? Человек «выращивает» себя сам. Где граница нашего педагогического воспитывающего действия (вмешательства)? Ответы на эти вопросы приводят нас к пониманию фундаментальных принципов в образовании и воспитании: индивидуализация и персонализация.
В чем роль педагога: помочь ребенку развить личные способности и задатки или привить общие для всех социальные нормы, которые определяют поведение человека в обществе? Обе позиции в педагогическом коллективе должны быть представлены (в том числе и персонализированы в лице конкретных педагогов). На сегодняшний день первая позиция инфраструктурно слабо обустроена: фронтальные способы работы, классно-урочная система, календарно-тематический подход к содержанию обучения укоренены в образовательном процессе.
Ценностная основа образовательного процесса – педагогика достоинства. Но как примирить необходимость педагогу держать себя в рамке педагогики достоинства с необходимостью «проявлять» несоответствие деятельности детей некоторым общим нормам (промахи, ошибки и т.д.)? – Этим вопросом мы будем постоянно задаваться, работая в рамках трех сессий наших курсов повышения квалификации – завершил свое выступление Александр Адамский.Иван Трифонов