Почему искусство является образовательной деятельностью
12–13 мая 2022 года Институт проблем образовательной политики «Эврика» провёл вторую сессию курсов повышения квалификации «Искусство как образовательная деятельность» для педагогов московских школ № 854 и № 1562 им. Артёма Боровика.
Сессия началась с представления научным руководителем Института «Эврика» Александром Адамским методологических обоснований искусства как образовательной деятельности. Он рекомендовал слушателям работу Льва Выготского «Психология искусства», в которой раскрывается методология искусства как познания.
Эксперт акцентировал внимание на понятии образа и его проявления: «В процессе создания образа важно понять, почему именно такой образ родился, так как это продиктовано внутренними переживаниями автора».
Когда ребёнок погружается в творческую деятельность, то на основе собственных представлений он создаёт образ. А учитель, добиваясь глубины этого образа через устоявшиеся культурные понятия, развивает мышление.
«Создавая образ, ребёнок сначала объясняет себе, а затем обращается этим содержанием к другим. Так происходит процесс познания», – подчеркнул лектор.
На практической работе в группах педагоги обменялись мнениями по итогам их работы в межсессионный период.
Например, в школе № 854 состоялась проба по появлению замысла через формулировку детских проблем. Педагоги зафиксировали важность согласованных действий мастера, учителя-предметника и тьютора.
Затем слушатели пробовали моделировать ситуации по созданию образов, поиска внутренней драматургии и постановке задач по вовлечению детей в творческую деятельность.