События
Аналитика

Контент-анализ основных событий в образовательной политике с 22 по 29 мая 2022 года

1. Официальные новости. Законодательные инициативы

27.05. Правительство РФ выделит российским регионам около 1 млрд рублей на закупку в школы государственных символов (к ним относятся флаг, герб и гимн страны) в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан России». Об этом говорится в проекте распоряжения кабмина.

27.05. Комитет Госдумы по просвещению на заседании в пятницу рекомендовал депутатам принять в первом чтении законопроект о праве на льготное поступление в колледжи и техникумы для ряда социально незащищенных категорий граждан.

28.05. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который наделяет кабмин правом в 2022 году устанавливать дополнительные контрольные цифры приема на обучение по программам магистратуры за счет бюджета. Документ опубликован в субботу на официальном портале правовой информации.

2. Общее образование

23.05. Количество школьников на российской образовательной платформе Учи.ру за 10 лет достигло 10 млн, сообщила в понедельник пресс-служба сервиса.

24.05. Большинство россиян уверены, что обществу нужна детско-юношеская организация, однако мнения о том, стоит ли возрождать пионерию, разделились, показал опрос, проведенный сервисом по поиску работы SuperJob.

За воссоздание пионерской организации выступают чуть больше трети опрошенных (38 процентов), против – чуть меньше трети (32 процента), еще 30 процентов не смогли ответить на вопрос точно.

25.05. В мае 2022 года впервые за три года школьники со всей страны отметили праздник «Последний звонок» в очном формате. В 2020 году мероприятие провели онлайн из-за пандемии, а в 2021-м последние звонки прошли в школах, но с ограничениями по той же причине.

26.05. Центр «Сириус» предлагает школьникам все лето учиться на дистанционных Сириус.Курсах. Это возможность погрузиться в науку и подготовиться к грядущему осеннему сезону олимпиад. В течение лета школьникам будут доступны все 22 курса – записаться можно на один или сразу несколько.

Изучать предметы можно комплексно: материалы разных курсов объединены методической концепцией и дополняют друг друга. Все курсы состоят из учебных модулей. В каждом модуле ученики найдут видеолекции с краткими конспектами, упражнения с автоматической проверкой и продвинутые задачи для самостоятельного решения – они посложнее и сопровождаются видеоразбором с комментариями преподавателей. После успешного завершения курса ученики получают электронный сертификат: чтобы получить сертификат с отличием, нужно решить верно все упражнения.

26.05. Школьники учатся по стандарту, который не имеет отношения к болонской системе, рассказал «Звезде» глава Рособрнадзора Анзор Музаев.

«Почему-то существует заблуждение, что болонская система завязана на ЕГЭ. Это две разные планеты».

26.05. Более 60 тысяч школьников младших классов из 68 регионов прошли масштабную программу социальной активности «Орлята России».

«Орлёнок-Эрудит», «Орлёнок-Хранитель», «Орлёнок-Мастер», «Орлёнок-Лидер», «Орлёнок-Спортсмен», «Орлёнок-Доброволец» и «Орлёнок-Эколог» – работа по таким направлениям научила ребят работать в команде, дала возможность попробовать себя в роли лидера своего класса и открыть новые способности.

27.05. Тема дебюрократизации в образовании – непростая и при этом благостная, очень нужная. Этот вопрос не могут решить долгие годы, заявила глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.

В ходе заседания члены комитета единогласно решили принять все необходимые меры, чтобы законопроект в части снижения документальной нагрузки на педагогических работников был принят.

27.05. Всероссийский детский центр «Артек» готов к началу летней оздоровительной кампании. В течение летних смен девять лагерей детского центра примут более 13 тысяч школьников из всех регионов России, а также ребят из Донецкой и Луганской народных республик.

27.05. Воспитанники «Интердома» стали лауреатами конкурса «iTravel: Russia». Подведены итоги конкурса видеороликов на английском языке «iTravel: Russia». Конкурс проводила Национальная ассоциация преподавателей английского языка.

3. Оценка качества образования и результаты исследований

20.05. Заместитель председателя правительства Татьяна Голикова провела ежегодное селекторное совещание, посвящённое организации и проведению государственной итоговой аттестации в 2022 году. В совещании приняли участие представители Рособрнадзора, Минпросвещения, Роспотребнадзора, МВД, Минздрава, Росгвардии, органов исполнительной власти регионов.

22.05. Российским школам удалось качественно подготовить выпускников к экзаменам, считает большинство учителей, опрошенных ВЦИОМом. Социологи спрашивали респондентов, смогли ли они подготовить учеников к успешной сдаче как ОГЭ (его сдают после 9-го класса), так и ЕГЭ (после 11-го класса) за время пандемии. 16% педагогов ответили, что «однозначно смогли», 46% – «скорее смогли», 25% признались, что «скорее не смогли», а 8% – «однозначно не смогли». Затруднились ответить 5% опрошенных учителей. Всего в опросе поучаствовало 632 человека из всех федеральных округов с 25 по 30 марта.

25.05. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев объяснил, что аттестаты, выданные по результатам промежуточной аттестации выпускникам из ДНР, ЛНР, Украины, находящимся на данный момент на территории России, ничем не будут отличаться от привычных российских аттестатов. Они также позволяют поступить в колледж для дальнейшего обучения.

«Механизм организации промежуточной аттестации регулируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Мы направили им соответствующие методические рекомендации», – сообщил Анзор Музаев.

26 мая начинается основной период сдачи Единого госэкзамена. В этот день выпускники российских школ сдают экзамены по выбору – химию, литературу и географию.

26.05. Девятиклассники в Нижегородской области, сдающие Основной госэкзамен (ОГЭ) по английскому языку, получили экзаменационные материалы с ошибками, сообщает портал «Подъем».

По словам учеников, аудиофайл не совпадал с вопросами, а в некоторых заданиях можно было услышать только музыкальный фон. Как утверждают школьники, организаторы убеждали их согласиться на «тройку» или просить переноса «по состоянию здоровья».

В минобразования региона заявили, что произошли технические проблемы. «Дети напуганы, растеряны. Стресс был у всех, многие девочки расплакались. В министерстве все, как роботы, отвечают одно и то же: “Пересдача в резервные дни”»!

27.05. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) будет поэтапно отменен после ликвидации Болонской системы высшего образования в России, заявил избранный сегодня главой ЛДПР председатель думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий.

«ЕГЭ может быть пошагово ликвидирован после отказа от Болонской системы», – заявил Слуцкий во время своего выступления после избрания на съезде ЛДПР.

27.05. По данным Рособрнадзора, в 2022 году существенно выросло число выпускников школ, выбравших информатику в качестве ЕГЭ по выбору.

В этом году на ЕГЭ по информатике зарегистрировалось более 128 тысяч участников, она обогнала по популярности физику.

27.05. Отказ от Единого государственного экзамена (ЕГЭ) будет способствовать возврату тех проблем, ради которых он вводился: коррупции, необъективной оценки и ограничения доступности качественного образования. Такое мнение ТАСС выразил научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки (1996–2004), экс-руководитель Рособрнадзора (2004–2008) Виктор Болотов. Об этом сообщает «Рамблер».

4. Профессиональное образование и наука

24.05. Глава Минобрнауки Валерий Фальков назвал Болонскую систему образования «прожитым этапом», заявив, что в России появится своя система. Его слова привели ТАСС во вторник в пресс-службе министерства.

«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее – за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», – заявил Фальков.

24.05. Отказ от Болонской системы образования и переход на специалитет может усилить качество подготовки педагогов в РФ, сообщила журналистам пресс-служба Минпросвещения.

Для исправления ситуации Минпросвещения «привлекло профессиональное сообщество и сформировало программу “Ядро высшего педагогического образования” – это единые принципы и подходы к подготовке педагогических кадров, и опора в этой программе сделана именно на специалитет». «Эти шаги намечены и поддержаны экспертным сообществом, и в части педагогического образования Минпросвещения готово взаимодействовать с Минобрнауки по переходу на специалитет как основной формат подготовки. Само “Ядро” готово к внедрению в педагогических вузах уже с 1 сентября 2022 года», – добавили в ведомстве.

24.05. В столичном МФТИ разработали технологию создания антенн для сотовых сетей пятого и шестого поколений при помощи 3D-печати. Разработка ученых позволяет до минимума снизить себестоимость таких антенн. Планируют ли они организовывать серийное производство, неизвестно. Между тем в России нет общедоступных сетей 5G, а мировой запуск сетей 6G запланирован лишь на 2028 год.

25.05. Глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова считает, что европейские стандарты образования, в том числе Болонская система, продвигали в России чуждые стране ценности. И РФ необходимо сосредоточиться на создании своего единого образовательного пространства.

26.05. В России никто ни разу не обосновал, что шестилетнее обучение по Болонской системе (четыре года бакалавриата и два года магистратуры) дает образование хуже, чем пятилетнее обучение (специалитет), заявил в разговоре с «Коммерсантом» президент РУДН, бывший министр образования России Владимир Филиппов.

«Надо четко разделять два понятия: структура системы высшего образования и содержание образования. Болонский процесс – это про структуру, а содержание определяют наши собственные российские образовательные стандарты», – подчеркнул он.

27.05. Математический центр Адыгейского государственного университета (АГУ) имеет большой потенциал для подготовки IT-кадров, который должен быть реализован. Об этом сообщил в пятницу вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко в ходе посещения Парка науки и инноваций вуза.

28.05. Международные конкурсы профмастерства WorldSkills оторваны от ситуации на производствах и ориентированы на западное оборудование. России следует развивать национальную систему квалификаций, сообщила пресс-служба Российской академии образования (РАО).

28.05. 971 российский вуз будет принимать документы через суперсервис «Поступление в вуз онлайн». Сервис будет запущен к 20 июня, когда стартует приемная кампания в вузы. Минобрнауки поручено отслеживать подготовку каждой образовательной организации в ежедневном режиме, а Минцифры – завершить техническую подготовку функционала суперсервиса, сообщается на сайте российского кабинета министров.

5. Региональные новости

25.05. В Якутии решением главы региона Айсена Николаева учреждена единовременная выплата в 100 тысяч рублей выпускникам, получившим 100 баллов по ЕГЭ в год 100-летнего юбилея Республики. «100 баллов на ЕГЭ – это высочайший результат одиннадцати школьных лет. Успех не приходит просто так, а достигается ценой большого труда и целеустремленности. Уверен, что это станет заслуженным стимулом за их старания и отличные показатели!» – сказал глава региона.

27.05. В Москве 1 сентября откроется новый Всероссийский центр для слепых обучающихся, проявивших выдающиеся академические способности. Он появится на базе школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых. Планируется, что в центре смогут учиться школьники из всех регионов России.

27.05. Выпускники, которые сразу после обучения в медицинских вузах и колледжах вернутся работать в родные города Тверской области, получат «подъемные» деньги, сообщил губернатор региона Игорь Руденя.

6. Развитие кадрового потенциала образования

25.05. Более трех тысяч учителей из Луганской народной республики, в том числе и из освобожденных территорий, пройдут курсы повышения квалификации в Академии Минпросвещения РФ. Это позволит педагогам-предметникам и руководителям школ быть готовыми к внедрению обновленных федеральных стандартов обучения.

27.05. Уже скоро начнётся приём заявок на самый масштабный конкурс для руководителей школ «Директор года России». Это отличная площадка для поддержки и поощрения управленцев в сфере образования, а также обмена самыми эффективными практиками управления.

«Успешность школ напрямую зависит от личности директора, – отметила замминистра просвещения Анастасия Зырянова. – Ведь он и администратор, и главный педагог, и учитель учителей, на него возложена важная функция по воспитательной составляющей».

28.05. Победители, призёры и лауреаты Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет посетили Московский зоопарк, где взяли под опеку семью розовых пеликанов.
Это символ конкурса, образ которого ассоциируется с самоотверженной родительской любовью. Хрустальные статуэтки в виде пеликана ежегодно вручаются лидерам профессионального соревнования. Их изображение служит метафорой преданности профессии и милосердия к воспитанникам.