События
Аналитика

Александр Адамский: персонализация образования – характеристика развивающего образования

10 июня 2020 года в рамках дистанционной сессии «Развивающее образование» для проектных команд города Красноярска и города Южно-Сахалинска с установочным докладом «Тенденции развития образовательной политики: «Я-институт» образования» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Эксперт обозначил ключевой тезис: персонализация образования – характеристика развивающего образования. Концентрация усилий взрослого поколения, включая учителей, образовательные организации, образовательных сетей, родителей, семей по передаче культуры, накопленной поколениями и веками, сегодня переносится с учреждения на человека.

Система образования находится в институциональном кризисе. По мнению Александра Адамского, показатели кризиса налицо:
  • линейность и неподвижность норм в системе образования;
  • школа нормативно является монополистом на рынке образовательных услуг;
  • индивидуальные образовательные траектории учащихся не обеспечиваются нормативно и ресурсно.

Для поиска путей преодоления институционального кризиса начато широкое экспертное и профессионально-общественное обсуждение «Инициативы ФГОС 4.0».

Ключевые принципы, на которых строится инициатива:
  • преадаптационный характер норм в образовании;
  • персонализация образования;
  • цифровизация образования;
  • стандартизация условий «Я-образования».

Преадаптивные характеристики свойственны живому организму. Если метафорично переносить характеристику преадаптации в социальную сферу, мы фиксируем, что если бы школа была бы живым организмом – ей бы была свойственна преадаптация (изменение себя и норм деятельности вслед за изменениями во внешней среде).

Преадаптация в образовании возможна только с опорой на принципы персонализации и цифровизации образования.

Становление «Я-института» образования требует целой совокупности норм, которая обеспечивает персонализацию образования: кадровое обеспечение персонального образования, финансово-экономическое его обеспечение, становление нового понимания содержания образования, результатов образования, оценки образовательных результатов, нормы смешанного образования (контактное и дистанционное образование).

Кадровое обеспечение становления «Я-института» образования – одна из самых сложных задач. Массовый вынужденный переход на дистанционное образования в режиме самоизоляции во время пандемии Covid-19 показал, что выплескивание рецептурного способа подачи материала не решает задачи становления субъектной позиции ребенка по отношению к его собственному образованию. В этом смысле развивающее образование обеспечивает реализацию задачного, деятельного способа движения ребенка в культуре. А это означает, что кадровый аспект становления «Я-института» образования – ключевой. Мы стоим на пороге массовизации развивающего образования – подчеркнул Александр Адамский.

Иван Трифонов