События
Аналитика

Контент-анализ основных событий в образовательной политике с 14 по 21 марта 2022 года

1. Официальные новости. Законодательные инициативы

17.03. Президент Владимир Путин считает необходимым разъяснить, как должны строиться программы дошкольного образования.

«Минпросвещения России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ подготовить рекомендации по формированию инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования», – говорится в перечне поручений главы государства. Документ опубликован в четверг на сайте Кремля.

17.03. В Государственной думе обсудили вопросы синхронизации в сфере образования, науки и культуры между Донецкой и Луганской Народными Республиками и Россией. Встреча проводилась в рамках реализации договора о дружбе и сотрудничестве – по ее итогам будет заключено соглашение, облегчающее поступление и перевод учащихся из ЛДНР в российские школы и вузы.

20.03. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова попросила комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет принять меры против дискриминации детей из России за рубежом.

2. Общее образование

14.03. Глава Минпросвещения призвал учителей не навязывать информацию о событиях на Украине.

17.03. Регионы России имеют все необходимые ресурсы для того, чтобы продолжить бесперебойную работу по обеспечению горячим питанием учеников начальных классов. Об этом заявил заместитель министра просвещения Российской Федерации Андрей Николаев, информирует пресс-служба ведомства.

Он подчеркнул, что мониторинг динамики цен на продукты ведётся на постоянной основе – этим занимаются Росстат, Общероссийский народный фронт, федеральные и региональные органы исполнительной власти.

17.03. О том, что темпы развития образования в нашей стране не снижаются, сказал первый замминистра просвещения Александр Бугаев на заседании Общественного совета при Минпросвещения России.

По словам Александра Бугаева, масштабная работа идет в том числе по новым направлениям. Ведомство продолжает реализовывать ключевые программы, среди которых – проекты по ремонту школ, патриотическому воспитанию, подготовке к старту проекта «Профессионалитет» в 70 российских колледжах, по организации горячего питания в начальных классах школ, по международной деятельности.

17.03. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов провел совещание по вопросам развития детско-юношеского спорта.

На сегодняшний день в стране зарегистрировано уже более 26,5 тысячи школьных спортивных клубов, а к концу года будет построено еще 10 тысяч. Такие клубы являются ядром развития детско-юношеского спорта страны, и Минпросвещения России продолжит работу по их созданию во всех регионах, заявил Сергей Кравцов на совещании по вопросам развития детско-юношеского спорта и реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в РФ до 2030 года.

18.03. В день воссоединения Крыма с Россией по всей стране прошли тематические уроки, посвящённые этому историческому моменту. Министр просвещения России Сергей Кравцов провёл открытый урок для десятиклассников на базе московской школы № 1529 имени А.С. Грибоедова с подключениями из регионов.

19.03. Никаких угроз российской сфере образования из-за санкций нет. Об этом заявил министр просвещения Сергей Кравцов.

– Мы будем опираться на отечественное оборудование, будем развивать наши отечественные платформы, – подчеркнул министр. – У нас создана платформа «Сферум», которую мы уже использовали для подключения Севастополя и Симферополя, ребят из «Артека» и в целом по всей стране. У нас есть отечественные цифровые продукты и решения, которые нисколько не уступают западным аналогам, а где-то во многом их превосходят.

21.03. На юге России создадут консорциум для формирования экосистемы математического образования.

В его состав войдут Московский физико-технический, Южный федеральный, Северо-Кавказский, Крымский университеты, университет «Сириус» и другие учреждения.

3. Оценка качества образования и результаты исследований

14.03. Минпросвещения разработало проект документа об итоговой аттестации для школьников.

В пояснительной записке говорится, что результаты ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме промежуточной аттестации являются основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании.

16.03. Государственная итоговая аттестация для учеников девятых классов в этом году возвращается в формат, который существовал до начала пандемии коронавируса. Чтобы получить аттестат об основном общем образовании, девятиклассникам предстоит сдать Основной государственный экзамен (ОГЭ) по четырем предметам. Два из них являются обязательными – это русский язык и математика, а два даются на выбор, сообщили в пресс-службе Рособрнадзора. Ученики с ОВЗ, инвалиды и дети-инвалиды по желанию могут сдавать только обязательные предметы. Также для этих групп школьников предусмотрена аттестация в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

17.03. Рособрнадзор и Минпросвещения намерены снизить в два раза нагрузку на педагогов, связанную с отчетностью. Соответствующие меры планируется закрепить в законе «Об образовании в РФ», сообщили в пресс-службе Рособрнадзора.

«За несколько месяцев нами проделана большая аналитическая работа по изучению причин документарной загруженности учителя, что дало нам понимание, что делать дальше. И я благодарю наши пилотные регионы за эту работу. Мы совместно с Минпросвещения России подготовили предложение по внесению изменений в статью 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” о праве педагогических работников не подготавливать отчетные документы за пределами утвержденного Министерством просвещения Российской Федерации перечня. Это очень важный и необходимый шаг, который защитит педагогов от бюрократического произвола. Мы планируем снизить документарную нагрузку педагога как минимум в два раза», – сообщил глава ведомства Анзор Музаев.

18.03. 18 марта стартует заключительный этап всероссийской олимпиады школьников. В нём примут участие более шести тысяч школьников. Интеллектуальное состязание начнётся с олимпиад по французскому языку и химии.

Всероссийская олимпиада – это самое массовое мероприятие для обучающихся, которое занимает лидирующие позиции по количеству участников не только в России, но и во всём мире. Она охватывает 24 общеобразовательных предмета. В региональном этапе олимпиады приняли участие более 158 тысяч школьников из 85 субъектов Российской Федерации.

18.03. Заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по информатике, физике и биологии впервые пройдут в Парке науки и искусства на федеральной территории «Сириус». В них примут участие около 1000 школьников из 67 регионов России, сообщили ТАСС в пресс-службе образовательного центра «Сириуса».

4. Профессиональное образование и наука

15.03. Эксперты Российской академии наук (РАН) начали работу по созданию национального рейтинга регионов по научно-технологическому развитию, а также по разработке региональных госпрограмм научно-технологического развития.

15.03. Депутаты Госсобрания (Курултая) Башкирии предложили внести в законодательство поправки, запрещающие продвигать среди детей и подростков идеологию бездетности, сообщает портал Ufa1.ru.

Как отмечается, изменения хотят разработать для Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «отнести пропаганду добровольного отказа от рождения детей, идеологии бездетности к информации, запрещенной для распространения среди детей».

Соответствующий законопроект собираются внести в Госдуму в ближайшее время.

16.03. Председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин заявил, что пришло время России выйти из Болонского образовательного процесса. Данная система принесла стране больше вреда, чем пользы.

Об этом говорится в официальном сообщении, распространенном Ассоциацией юристов России. «Автоматического признания дипломов о высшем образовании выпускников российских вузов в западных университетах так и не произошло, – подчеркнул Сергей Степашин.

16.03. В 2022 году российские университеты начнут обучать магистров по 83 новым программам в сфере искусственного интеллекта. Об этом сообщил заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко. «В текущей ситуации для нас особенно важна качественная подготовка специалистов в сфере ИТ и искусственного интеллекта для высокотехнологичных производств. От их профессионализма и уровня компетенций будет зависеть информационная безопасность страны и уровень развития технологий. Система высшего образования стремится оперативно отвечать на вызовы, разрабатывая актуальные программы обучения».

16.03. Специалисты Минобрнауки совместно с членами впервые собравшегося на заседание экспертного совета по развитию исторического образования при ведомстве откорректируют подачу истории в вузах. В числе первых задач совета, в который вошли члены Российского исторического общества (РИО), ректоры вузов и академики РАН, экспертиза университетских учебников истории. Сейчас, по данным Минобрнауки, их 4095.

17.03. В субъектах Российской Федерации стартовали чемпионаты по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Чемпионат является одним из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей» и проводится при поддержке Минпросвещения России.

5. Региональные новости

14.03. Амурская область получит деньги из резервного фонда правительства РФ на капитальный ремонт трёх школ, пострадавших от летнего паводка 2021 года, сообщает правительство региона.

«На капитальный ремонт амурских школ, пострадавших от паводка прошлым летом, правительство РФ выделило 18 миллионов рублей», – рассказал губернатор Амурской области Василий Орлов.

18.03. Приложения, которые помогут школьникам справиться со стрессом при подготовке к экзаменам, появились в «Московской электронной школе» (МЭШ), сообщается на портале мэра столицы.

«Во время подготовки к экзаменам важно максимально использовать все доступные ресурсы: это позволит школьникам найти свой действенный способ быть эффективными в ответственный период, и в то же время оставаться спокойными и долго сохранять работоспособность».

18.03. В Челябинской области введена новая мера соцподдержки специалистов, отправившихся работать в сельскую местность. Теперь на единовременную выплату в размере миллиона рублей кроме врачей и учителей смогут рассчитывать тренеры спортивных секций и работники культуры – педагоги сельских школ искусств.

21.03. Свыше трех тысяч московских школьников сдадут Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в 2022 году досрочно. Среди них – выпускники прошлых лет и этого года, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план, сообщается в понедельник на информационном портале мэра Москвы.

6. Развитие кадрового потенциала образования

14.03. В Ярославле, на площадке Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, завершился полуфинал Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Школа» президентской платформы «Россия – страна возможностей» среди участников в Центральном федеральном округе. Конкурс проводится при поддержке Минпросвещения России.

15.03. Приём заявок на участие во Всероссийском профессиональном конкурсе «Флагманы образования. Муниципалитет» – проекте президентской платформы «Россия – страна возможностей» – завершился. На сайте проекта флагманымуниципалитет.рф зарегистрировались 7929 человек из 81 региона России. Конкурс проводится при поддержке Министерства просвещения РФ и реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».

19.03. Первый Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете» прошел на базе Российской академии образования. В очном и онлайн-формате его участниками стали более 700 представителей российских и зарубежных вузов, в которых занимаются подготовкой будущих учителей, а также ведущие ученые, эксперты, представители федеральных органов управления образованием.