События
Аналитика

Контент-анализ медиасферы «Образовательная политика» с 2 по 10 мая 2020 года

С сегодняшнего дня на сайте будут публиковаться аналитические материалы, подготовленные экспертами Института проблем образовательной политики «Эврика». Аналитический обзор будет выходить каждую неделю в понедельник.

Доминирующие темы анализируемого периода в медиасфере:

  1. Отмена/перенос сроков проведения ОГЭ и ЕГЭ.
  2. Ввод дистанционного формата реализации образовательных программ в школах и вузах страны.
  3. Продление/досрочное завершение учебного года в школах
  4. РФ/перспективы организации летнего отдыха.
  5. Национальный проект «Образование».
  6. ФГОС.
  7. Влияние длительной самоизоляции на психологический климат в семье.

Тенденции

Анализируемый период включает в себя праздничные и выходные дни. При этом активность событий и публикаций в сфере образования не снижалась. Зафиксировано следующее.

Резко повысился градус напряжения, эмоциональности и охвата количества участников в обсуждении вопроса о переносе/отмене экзаменов в формате ОГЭ и ЕГЭ. Объективно сложная ситуация с прогнозированием сценариев развития эпидемии коронавируса привела к некоторой паузе в принятии решения Министерством просвещения и Рособрнадзором, касающегося большого количества выпускников 9-х и 11-х классов и их родителей. На разных площадках и уровнях политики, ученые, педагоги обсуждали различные варианты выхода из ситуации: отмена ЕГЭ и ОГЭ, проведение ЕГЭ в онлайн-формате, проведение одной части экзаменов на базе школ, другой — в вузах, выдача аттестатов без сдачи экзаменов с оценками, выведенными по результатам обучения для тех, кто не планирует поступать в вузы, и др. Фиксируется значительный рост социального напряжения в группах выпускников, педагогов, руководителей, вузовской общественности и политиков.

Несколько снизился уровень напряжения и эмоциональности в обсуждении темы дистанционного обучения школьников, возможно, по причине отсутствия занятий ввиду выходных дней. Материалы по тематике носят в основном рефлексивный характер. Появились четко сформулированные претензии со стороны представителей родительской общественности (перегрузка детей, качество занятий, перекладывание части преподавательских функций на родителей). Тема оплаты труда педагогов в новых условиях фиксируется отчетливо, есть публикации профсоюзных лидеров. Кроме этого, наблюдается значительное продвижение проектов по методической поддержке педагогов и школьников в условиях дистанционного обучения на федеральном и региональном уровне. Реализуются проекты по оснащению школьников и учителей компьютерной техникой в регионах.

Обширное количество публикаций в течение недели по тематике завершения учебного года (различные подходы в регионах, участие в данном вопросе первых лиц регионов), летнего отдыха детей и подростков в 2020 году (возможные форматы, сроки, ресурсы, охват).

Материалы по теме, освещающей реализацию национального проекта «Образование», встречаются в медийном пространстве, но они немногочисленны. В основном новости касаются поставок оборудования, строительства школ, перспективы изменений национального проекта «Образование». Отдельные публикации затрагивают вопросы эффективности трат на создание единой цифровой образовательной среды в образовании (оборудование, программы, платформы) в регионах.

Набирает активность тема ФГОС. В основном за счет дальнейших шагов в рамках развития проекта «Инициатива ФГОС 4.0».

В числе тем с растущей актуальностью — вопросы поддержки положительного психологического климата в семье в период самоизоляции, рост жестокого обращения с детьми. Акценты публикаций касаются способов диагностики агрессивности и напряжения и снятия негативных проявлений.

Скачать полную версию отчёта