Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

7–8 октября в Уральске (Республика Казахстан) состоялась конференция «Абай Кунанбаев и А.С. Пушкин – творцы и хранители языка, культуры и национальной идентичности евразийских народов»

10 Октября 2019 12:24

Конференция проходила при поддержке Россотрудничество и Института проблем образовательной политики «Эврика» в рамках мероприятий «Русский язык в литературе, науке, истории», направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка популяризацию российской науки, культуры и образования, посвященных памятным датам российской литературы, культуры и науки в очном и дистанционном форматах.

Участники мероприятий пообщались с современным российским писателем и издателем литературы для подростков, представителями российской науки, познакомились на практике с использованием деятельностного подхода в обучении русскому языку как языку межнационального общения, участвовали в дискуссионных клубах, семинарах, мастер-классах, театральной и художественной мастерских.

На нескольких площадках собрались более 300 участников: учащихся и преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам на русском языке, работников библиотек, студентов, изучающих русский язык.

Были представлены доклады о роли наследия Абая Кунанбаева, который первым познакомил казахский народ с произведениями А.С. Пушкина. Отмечалось значение пушкинской поэзии в создании произведений разных жанров. Особый интерес вызвали мастер-классы с участием Оксаны Малуша, главного режиссёра Уральского театра драмы им. А.Н. Островского «Эмоционально-образное восприятие русской классики через сценическое её выражение» и писателя Александра Ялфимова «Литература А.С. Пушкина и Абая».

«Наш цикл мероприятий направлен на обеспечение расширения географии и сфер применения русского языка, популяризации российского образования, науки и культуры», – уточнила Елена Осипова, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Евгений Крашенинников, кандидат психологических наук, доцент МГПУ проанализировал деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному с точки зрения заложенного в нём потенциала развития мышления и творчества, как детей, так и взрослых. В процессе активного стимулирования собственного анализа ключевых психологических проблем образования участниками обсуждались целеполагание в обучении иностранному языку и создание мотивации путём погружения в «живую культуру». Рассматривали ценностную и технологическую сторону творчества и его место в развитии мышления в образовательном процессе. Поэтому обучение иностранному языку (в данном случае, русскому) должно выходить за пределы изучения лингвистических правил, должно погружать ребёнка в создаваемую на его глазах культуру и быть событийным.

Елена Нехорошева, учитель литературы МБОУ «Гимназия №164» г. Зеленогорска Красноярского края, организовала дискуссионную площадку об образовательных эффектах событийных форматов в организации изучения современными школьниками творчества поэтов-классиков. Обсуждая творческие работы, которые появились в ходе образовательных событий, участникам площадки удалось зафиксировать положительные результаты и возможные риски в организации обозначенного формата деятельности учащихся. Жаркий спор разгорелся по поводу допустимости полной самостоятельности подростков в процессе творческого переосмысления художественного текста, которая, по мнению некоторых педагогов, может привести к искажению авторской позиции в тексте, уходу в сторону субъективных переживаний, нарушению достоверности исторического контекста. Однако единодушно участники дискуссии сошлись во мнении, что событийные форматы обладают ресурсом обеспечения мотивации погружения современных детей в мир классической литературы: и русской, и казахской.

В рамках театральной мастерской Артем Санин, режиссер, руководитель детского театрального коллектива «Арт-класс», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», предоставил участникам конференции возможность выполнить упражнения из арсенала театральной педагогики, которые были направлены на изучение русского языка. На мастерской звучали стихи А.С. Пушкина в различном прочтении, с новыми подтекстами и новыми смыслами. Артем Санин считает, что благодаря упражнениям театральной педагогики снимается барьер перед изучением языка, так как внимание переключается на выполнение условий упражнений.

На мастерской Анатолия Рамонова, эксперта по цифровым образовательным проектам АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», участники обсудили современные подходы к организации обучения с использованием цифровых образовательных платформ. Педагоги спроектировали исследовательскую задачу при помощи онлайн-инструментов, сформировали подходы к построению цифровой образовательной экосистемы, включающей различные цифровые ресурсы, организации общего, дополнительного и высшего образования, бизнес, некоммерческие организации. Также участники познакомились с массовыми открытыми онлайн-курсами, системами управления обучением, онлайн-школами, а также самостоятельно сформировали пул онлайн-инструментов в результате решения модельной ситуации по организации исследовательского процесса. Завершением мастерской стало проектирование онлайн-курса по изучению национальной культуры Казахстана для учеников из зарубежных стран.

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь!» – под таким девизом на одной из площадок конференции прошёл творческий мастер-класс художника, дизайнера и педагога, члена Творческого Союза Художников России, члена Союза Дизайнеров Москвы Ольги Берниковой. Участниками мастер-класса стали школьники, студенты и преподаватели. Вдохновляясь стихами А. С. Пушкина и Абая Кунанбаева, они создавали иллюстрации к бессмертным произведениям великих поэтов. На итоговом пленарном заседании был организован импровизированный вернисаж, где каждый из участников мастерской смог представить свои работы и поделиться со всеми остальными коллегами опытом и впечатлениями, полученными от этого яркого образовательного события.

Участники конференции высоко оценили представленный опыт российского событийного обучения через погружение в творческую деятельность. Они отметили, что получили эффективные практические инструменты для изучения русского языка, его продвижения, поддержки и укрепления.



Все "Новости Эврики"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100