Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дневник выездного практикума педагогов проекта «Школа Росатома» в Италии. День четвертый

14 Июня 2019 12:01

С 10 по 15 июня 2019 года в итальянской Тоскане под научным руководством АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» проходит выездной экспертный практикум педагогов и управленцев сетевых детских садов проекта «Школа Росатома».

13 июня 2019 года. День четвертый

Сегодня немного грустный день, мы покидаем полюбившийся Сан-Миниато, «медленный город». Слово «медленный» описывает и уклад жизни детских центров Bottega di Geppetto, «Улитка» и «Пиноккио», в которых мы побывали. Медленный в значении размеренный, неторопливый, уравновешенный. Педагоги детских центров именно размеренно, неторопливо и разумно организуют ежедневное пребывание детей. Наблюдение в обоих центрах в течение двух дней позволяет сделать вывод о том, что реализуется именно технология, так как каждый педагог – член команды, которая знает, что делает, знает, как это делать. В обоих центрах это «делание» происходит почти идентично. Девиз этой технологии «Доверие. Возможности. Время.» описан коллегами выше. Хочется отметить, что это не просто лозунг, а фактическое описание практики, емкое и краткое. Несмотря на то, что речь идёт о технологии работы с детьми раннего возраста (от 0 до 3 лет), мы не увидели барьеров, которые педагоги «ставят», ограждая детей: «нельзя», «не получится», «не так» и так далее. Педагоги не стремятся «обложить» ребёнка подушками безопасности, доверяя ему, его природной разумности. Не торопят его, давая развиваться каждому в своём темпе и направлении.

Если задать вопрос российским педагогам о том, безопасно ли давать детям раннего возраста стеклянную посуду, большинство скажет, что не безопасно (разобьёт, порежется и так далее) В детских центрах Сан-Миниато дети 1,5–2 лет самостоятельно берут стеклянный кувшин с водой, наливают воды в стакан себе (хорошо) и более младшему товарищу (брависсимо ). Педагоги поощряют любой шаг ребёнка к самостоятельности и помощь младшим детям. Во время обеда ребёнок встал и принёс корзинку с хлебом для себя и других детей за своим столом – очень хорошо, ты вырос. Педагоги стимулируют помощь младшим детям, иногда обращая внимание старшего на потребности младшего (например, обращают внимание, что у малыша расстегнулась обувь), при оказании помощи очень эмоционально одобряют.

Если у ребёнка возникают какие-то трудности, педагоги не стремятся на помощь, ждут, когда ребёнок либо сам справится, либо о помощи попросит. Оказывая помощь, педагог снова пытается открыть пути, которые покажут ребёнку как он может сам справиться с трудностями. Если ребёнок справился сам – эмоционально поддерживают. Телесный контакт используется для утешения ребёнка, который в этом нуждается и инициирует этот контакт.

Педагоги не торопят детей ни в каких деятельностях, не дают образцов (в изодеятельности, игре), они идут за ребёнком, изредка предлагая ребёнку что-то своё, что поможет ему стать самостоятельнее в какой-то деятельности, каждому в своё время, размеренно, неторопливо. Таким образом, уклад жизни детских центров в Сан-Миниато построен на центрации на ребёнке, его потребностях возможностях, интересах.

Родители воспитанников приводят детей в детские центры и принимают этот уклад как благо. Они участвуют в жизни центра как помощники в создании предметной среды, реализуют проекты (обязательные для всех), оказывают помощь в организации и проведении детских праздников, заполняют портфолио во время летних каникул.

Если рассматривать технологию детских центров Сан-Миниато с точки зрения экспертизы, то можно сказать:

• Это педагогическая технология работы с детьми раннего возраста, направленная прежде всего на социально-коммуникативное развитие ребёнка.

• Технология в основном соответствует ФГОС ДО и даже сетевым стандартам «Школы Росатома» в том, что касается недирективной поддержки детской самостоятельности, активности, инициативы.

• Деятельность планируется, планирование гибкое, зависит от интересов детей, погоды и так далее. Периодически проводится рефлексия (не реже 1 раза в 2 недели) и коррекция деятельности в зависимости от индивидуальных достижений детей.

• Педагоги работают командой, слаженно, не противореча друг другу.

• Взаимодействие педагогов с детьми не совсем соответствует идее о ведущем виде деятельности, которая принята в России.

• Технология совместима с большинством программ, которые реализуются в нашей стране

Ольга Кузнецова,
г. Зеленогорск, Красноярский край

Четвёртый день в Сан-Миниато начался с сюрпризного момента. Нам сообщили, что сегодня состоится встреча с вновь избранным мэром. Важно, что в первые дни в своей должности он посчитал важным встретиться с педагогами, которые занимаются образованием детей дошкольного возраста. В своей речи Slmone Giglioli обозначил, что главным приоритетом являются люди и образование. Важным аспектом для муниципалитета – это дети, так как они будущее Италии.

В течение экспертного практикума, мы каждый раз получали новые впечатления, которые у нас вызывали море эмоций. Педагоги детских центров охотно и непринуждённо демонстрировали свои компетенции, которые позволяют увидеть подход к развитию детей раннего возраста Сан-Миниато. К концу пребывания в центрах, и на встрече с координатором Барбарой Пани, мы увидели, что это система. Система в полном понимании этого слова. Выстроенная сверху вниз. Для нас она необычна. Структура управления раскрыта ранее коллегами. А сегодня на встрече были поиски ответов на наши вопросы и на вопросы итальянских коллег. Накануне нашими коллегами были представлены технологии, используемые в сетевых стандартах «Школы Росатома». Барбара озвучила вопросы, которые заинтересовали итальянских педагогов: организация работы с детьми в том числе инклюзивное образование; выбор родителей детей с ОВЗ типа учреждения; оплата пребывания ребёнка в детском саду; создание условий для детей от 0 до года. За три дня и у нас накопились вопросы на тему управления: регулирует ли мэр образование; является ли образование в Италии услугой; повышение квалификации педагогов, имеется ли возможность у итальянских педагогов выезжать за пределы страны, для повышения своего профессионального уровня? Барбара посетовала, что пока такой возможности нет, но она ищет пути получения гранта для поездок педагогов. Интересным для нас был вопрос про кадры: как решается вопросы отсутствия педагога на рабочем месте. Барбара рассказала нам, что в Сан-Миниато в начале года создаётся список кандидатов (лист ожидания) для замены на короткое время. В этот список не попадает любой желающий, специальная комиссия муниципалитета отбирает наиболее подходящих людей. Одно из управленческих решений – это привлечение волонтеров в работе с детьми раннего возраста.

Сегодняшний день был посвящён многим вопросам управления, мы для себя уточнили некоторые аспекты эффективной системы управления образованием детей раннего возраста. К сожалению, мы не можем изменить всю систему в наших городах, но поменять управленческие подходы в своей организации нам под силу.

Наталья Замиралова,
Юлия Заботина,
Ольга Авласенко,
г. Лесной, Свердловская область



Все "Новости Эврики"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100