Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дневник выездного практикума педагогов проекта «Школа Росатома» в Италии. День третий

14 Июня 2019 11:57

С 10 по 15 июня 2019 года в итальянской Тоскане под научным руководством АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» проходит выездной экспертный практикум педагогов и управленцев сетевых детских садов проекта «Школа Росатома».

12 июня 2019 года. День третий

Сегодня мы поменялись с коллегами и посетили детский центр PINOCCHIO. Чем больше мы знакомимся с системой дошкольного образования Сан-Миниато, тем сильнее убеждаемся в эффективности его управления. Увидев три детских центра, как и наши коллеги считаем, что в Сан-Миниато качественный и единый подход к созданию материально-технического, кадрового, методического обеспечения.

Благодаря тому, что отдельные организации (Международный центр исследования детства и Центр материально-технического обеспечения) занимаются обеспечением детских центров, с них снимается эта нагрузка. Поэтому основной задачей детских центров становится воспитание и развитие дошкольников. Есть стойкое ощущение, что это не отдельные детские центры, а единый детский сад, группы которого просто территориально разбросаны для удобства родителей. Похожая система до недавнего времени существовала в г.Сарове. Но, к сожалению, в связи с изменениями в законодательстве данная система стала не возможной. А жаль!

Еще в первый день практикума на наш вопрос о том, как привлекается общественность к управлению развитием детских центров, Барбара рассказала, что в Сан-Миниато существует социальный кооператив – некоммерческая организация, финансируемая муниципалитетом и помогающая детским центрам. Мы не сразу поняли, что это такое, но посетив детский центр La CHIOCCIOLA мы увидели представителя такого кооператива, работающего в нем волонтером. Он выполнял работу наравне с педагогами, уменьшая, таким образом, их нагрузку. Мы считаем, что это очень хороший и результативный опыт.

Подводя итог трех дней практикума и проводя рефлексию с коллегами, мы приходим к единому мнению, что данная система управления в полной мере и качественно реализует основную идею технологии Сан-Миниато.

Майя Васильева,
Ольга Колотухина,
Светлана Маринич,
г. Саров, Нижегородская область

Команда Железногорска сегодня посетила детский центр PINOCCHIO. Это один из первых детских центров, открытых в Сан-Миниато. Его посещают 45 детей с 0 до 3-х лет, которые разделены на 3 группы. Две группы остаются в центре до 16.30 часов. Одна группа – до 14.30. На каждой группе работают по два педагога и один ассистент. В предметно-пространственной среде центра PINOCCHIOмного общего с другими центрами, которые мы посетили в предыдущие дни. Очевидно, что это определено программой и традициями коммуны Сан-Миниато. Мы не будем повторять то, что описано коллегами в экспертных оценках первых двух дней. Остановимся на отличиях и некоторых особенностях именно центра PINOCCHIO.

1. В первых двух центрах La CHIOCCIOLA и LA FATA TURCHINA все дети находятся в едином пространстве, которое разделено на мастерские. В центре PINOCCHIOу каждой группы есть своя групповая ячейка, состоящая из групповой комнаты, спальни, комнаты гигиены. Также в центре организованы мастерские: театральная, художественная, мастерская для чтения. Это отдельные помещения. Прием детей происходит в общем холле, который оборудован для различных детских активностей. Здесь дети находятся примерно до 9 часов (прием детей с 7.30 до 9.30), т.е. до момента прихода большинства детей в центр.

2. В первых двух центрах La CHIOCCIOLA и LA FATA TURCHINA с нашей точки зрения среда была более доступной для детей. Поясним: в PINOCCHIOматериал мастерских доступен детям только во время деятельности в них, а это 30 минут. В группах нет аналогичной среды, а представлены материалы для отобразительной и манипуляторной деятельности.

3. В центре PINOCCHIOмежду группами, между групповым пространством и спальнейесть откатные двери. Это теоретически создает возможность объединения пространства и его трансформацию, но мы этого не увидели. В предыдущих центрах такие двери также присутствовали, но активно использовались.

4. В центре PINOCCHIOпрактически не используется верхнее пространство помещений

5. В первых двух центрах La CHIOCCIOLA и LA FATA TURCHINA есть места для уединения ребенка, в групповых пространствах центра PINNOCCHIOмы таких возможностей не обнаружили.

Хотим еще раз обратить внимание на единство подходов в организации предметно-пространственной среды всех образовательных центров:

• Природосообаразность, использование натуральных материалов. Одинаковая деревянная мебель, мольберты, кроватки и так далее.

• Одинаковая направленность мастерских и их дидактическая наполняемость.

• Огромное количество зеркал.

• Единое для всех прогулочное пространство, которое оборудовано единообразно: шалаш, столы со скамейками для конструирования и творчества, небольшой огород, наличие зоны колесного движения и многообразных транспортных средств, горки для скатывания, пеньки для перешагивания, домики для уединения. В отличие от России на прогулочных участках ни в одном из центров, которые мы посетили, нет условий для игры детей с песком и водой.

• Безопасность среды: вход на территорию центров по чипам, двери с блокиратором, выход на прогулку прямо из групповой комнаты, все углы на деревянной мебели закруглены и обработаны. Дверные петли защищены резиновым контуром, не позволяющим травмировать пальцы. Используется особая устойчивая конструкция детских стульчиков.

• Единообразные во всех центрах стенды с информацией для родителей.

• Во всех центрах на окнах есть жалюзи, которые позволяет регулировать естественное освещение.

• Во всех центрах есть большое количество природных и бросовых материалов, которые, в ходе их использования служат сенсорному развитию ребенка. Но нет привычных для российских детских садов дидактических пособий для детей раннего возраста в виде пирамидок, матрешек, вкладышей, шнуровок и так далее.

Вывод: программа образования детей от 0 до 3 лет Сан-Миниато задает определенные требования к предметно-пространственной среде, которые выполняются в детских образовательных центрах. Эта среда, несомненно, является вторым учителем и способствует формированию самостоятельности и активности у малышей. Что мы наблюдали во время посещения образовательных центров.

Юлия Минеева,
Татьяна Грищенко,
Наталья Баландина,
г. Железногорск, Красноярский край

В течение двух дней мы наблюдали жизнь двух разных детских центров для детей раннего возраста. В принципе наши коллеги вчера описали уклад жизни детей в детском саду. То же самое мы наблюдали и вчера, и сегодня. Обращали внимание на деятельность педагогов, их стиль общения, на поведение детей, взаимодействие внутри разновозрастного детского сообщества; на то, как выстраивается уклад жизни, организуются моменты режима или совместной деятельности.

Рассмотрим конкретные составляющие технологии:

• среда, подготовленная в соответствии с потребностями детей от 3 месяцев до 3 лет;

• педагоги, которые создают и поддерживают предметную и социальную среду;

• сам уклад жизни, организация всего образовательного процесса;

• участие семьи в жизни Центра.

Среда. В центре Chiocciola, который мы посетили сегодня, более продуманная развивающая среда с выраженным зонированием. Но принципы и подходы те же, что и в других центрах: доступность, безопасность, соответствие потребностям возраста, использование природных материалов. Фишка сегодняшнего центра в том, что многие замечательные материалы изготовлены руками родителей.

Педагоги:

1. Создают атмосферу дружественности, спокойного взаимодействия, организуют какую-то очень естественную жизнь детей с почти что домашним укладом;

2. Понимают друг друга с полуслова, их взаимодействие кажется идеально слаженным механизмом;

3. Все внимание сосредоточенно на детях: что происходит, что получилось из того, что раньше не делал конкретный ребёнок. И тогда звучат слова поддержки, искреннее выражение радости. Поддерживаются все усилия проявления самостоятельности, помощи младшим детям и вообще любым людям рядом;

4. В общении с детьми нет сюсюканья, и в то же время много теплоты, ласки, радости;

5. Как правило, педагоги очень эмоциональны, вкладывают много артистизма в пение совместных песенок, чтение книг;

6. Уважение каждого ребёнка, его права выбрать деятельность, способ самовыражения;

7. Понимают особенности возраста, умеют терпеливо помогать ребёнку справиться с негативом;

8. Наблюдение за детьми, фотографирование в течение всего времени.

Порадовало присутствие волонтера, молодого мужчины. Он был совершенно органичен, был на одной волне с педагогами. Мы увидели много доброй уважительной поддержки детям, подключался к интересу ребёнка, радовался вместе ним.

Уклад. Организация образовательного процесса. Утренний прием детей длится почти два часа. Когда примерно в 9.30 все собираются, происходит важно событие – завтрак. Он прост: фрукты, которые нарезает педагог на глазах у детей, и вода. Но весь процесс усаживания за столы (за одним столом дети разного возраста), нарезания фруктов в одну тарелку, передача этой тарелки по кругу от ребёнка к ребёнку и при этом общение – вопросы, просьбы помочь, передать кусочки кому-то… все это некий утренний круг встречи детей и общения. Педагоги считают этот момент важным. После завтрака дети играют в разных центрах активности, а чуть позже идут на улицу. Эти моменты строятся на свободе выбора детьми деятельности. Но есть и организованные взрослыми активности: в творческой мастерской, например. В ходе этих процессов один из педагогов относит малышей поспать в спальню. Когда наступает время обеда, дети опять собираются за столами своими разновозрастных группками. И мы увидели, насколько важным является этот процесс для социализации детей. Это не просто поглощение еды. Это – часть традиции итальянских застолий: большие тарелки, взрослые приборы, все как в жизни; блюда, характерные для итальянской кухни. Взрослый ест с детьми за одним столом, являясь примером поведения. Дети постарше сами накладывают себе еду из кастрюли половником, помогают положить еду детям помладше, приносят хлеб, раздают детям, разливают воду из кувшинчика. Когда блюдо доели, стараются сами отнести тарелки. Причём участие педагога в принятии решения ребёнком о той или иной деятельности минимально, но всегда одобряемо. Мы наблюдали очень много моментов помощи старших малышам.

Мы увидели, что у детей сформированы начальные компетенции трёхлеток, их многочисленные практические и социальные умения. Во всем увиденном за эти два дня просматривается продуманный и простроенный образовательный процесс, процесс становления ребёнка автономного, воспринимающего помощь как естественное явление, жизнь и общение с детьми и взрослыми разных возрастов как полноценную, нормальную, необходимую. Именно это является важнейшим результатом усилий педагогов, реализующих технологию в Сан-Миниато.

Ольга Колмакова,
г. Снежинск, Челябинская область



Все "Новости Эврики"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100